Дэн Гласс работал с Терренсом Маликом, не имея под рукой готового сценария. Вместо этого он пытался сложить историю жизни на Земле, знаковые события которой разнесены на миллионы и миллиарды лет, в более-менее внятную систему. При этом он учитывал, что Малик был категорически против линейного повествования. «Мы собирались использовать фактическую хронологию только как фундамент для вдохновения, – объясняет Гласс. – Терри с детским энтузиазмом смотрит на жизнь и на удивительные вещи, которые нас окружают, и это чувство фильм передает и зрителю. Задачей всех, кто работал с ним, было сжать имевшуюся у нас информацию так, чтобы сохранить это восхищение». Самыми проблемными оказались следующие задачи: Каждая задача влекла за собой свои сложности. Начало фильма было особым случаем. «Ранний астрофизический период – это, естественно, царство сплошной абстракции, и наше представление о нем основано только на теории», – отмечает Гласс. Оно упорно не хотело поддаваться визуализации. «Сразу после Большого взрыва света, по сути, не было вообще и Вселенная представляла собой только сгусток массы разного уровня плотности. Это довольно трудно отобразить на экране», – смеется Гласс. Чтобы хотя бы приблизиться к цели, он положился во всем на научных консультантов фильма. «Нам повезло: с нами работали маститые ученые, которые не только делились знаниями, но и приносили нам визуальные модели, применяемые в их расчетах, – рассказывает Гласс. – Мы брали за основу эти модели, больше похожие на схемы и диаграммы, и пытались превратить их в нечто красивое». В борьбе за визуальный образ космоса все средства хороши. Однажды съемочной группе пришлось снимать сигнальные огни, брошенные в кипящую воду. «В другой раз был найден рецепт попроще: нужный эффект реальности и осязаемости нам дал мармелад в глицерине, – со смехом вспоминает Гласс. – Мы построили специальные «вибростолы» и лили на них молоко, краски, прочие жидкости, чтобы воспроизвести галактику. Мы использовали большие аквариумы: всего одна капля краски в воде может оказаться похожа на туманность или на странный микроскопический организм». Изумительные фотографии, сделанные телескопом «Хаббл», межпланетными зондами НАСА и «Обсерваторией солнечной динамики» (спутником, исследующим Солнце) тоже пригодились при сборе визуальной информации для фильма. Хотя фотоизображений черных дыр не существует, фильм создает ощущение их присутствия при помощи симуляций, созданных на суперкомпьютере, а также другими, более хитроумными средствами. Для этих целей Гласс и Малик использовали необычные свойства феррофлюидов (ферромагнитных жидкостей, сильно поляризирующихся в присутствии магнитного поля). «Играя с феррофлюидами, мы могли создавать удивительные формы, управляя силой тока вокруг них, – рассказывает Гласс. – Получались очень странные, но естественные эффекты, похожие на наши теоретические представления о черных дырах». В работе над протопланетным диском, из которого образовалась наша Солнечная система и Земля, Малик добивался полной реалистичности. «Мы работали с раскрашенными стеклянными шарами, снимая их на сильном контровом свете: при правильном ракурсе и освещении они сходили за планеты. Пояс астероидов мы делали при помощи медленно вращающегося диска, усыпанного гранулами соли. Мы снимали его в несколько слоев, чтобы сохранить глубокий фокус». Одноклеточные цианобактерии, породившие более сложные клетки с хитроумным внутренним устройством, ожили на экране, благодаря лабораторным съемкам при помощи электронного микроскопа. «Для нас амебы – нечто плоское на стеклянной пластинке, но на самом деле они трехмерны, и это прекрасно видно на поразительных снимках, сделанных электронным микроскопом. К сожалению, сделать эти снимки можно только с неподвижными или мертвыми клетками, поэтому мы наложили цифровое изображение плоских и движущихся клеток на компьютерную анимацию на основе сделанных снимков», – объясняет Гласс. Вымершие динозавры были воссозданы с помощью заслуженного палеонтолога Джека Хорнера, регента-профессора в университете штата Монтана и куратора палеонтологии в музее естественной истории Скалистых гор (Museum of the Rockies): он дал команде ценные сведения о предполагаемом внешнем облике ранних динозавров, вплоть то текстуры их кожи. Создание целого зверинца вымерших живых существ было само по себе увлекательно, но Гласс всегда помнил о том, что существа, полностью сгенерированные на компьютере, могут выглядеть неестественно именно из-за своей безупречности. «В некоторых случаях мы могли опираться на ныне существующие виды животных, но чаще всего оказывалось, что эти звери вымерли, не оставив никакого потомства, и нам оставались только их окаменелые останки, – говорит Гласс. – В этом была проблема, потому что образ, рожденный компьютерной анимацией, может быть как угодно убедителен – зритель все равно сразу поймет, что он не настоящий. Мы пытались показать этих созданий так, словно засняли их случайно, в естественной среде, не успев как следует выстроить кадр или свет. При таком подходе они выглядели более натуралистично». Хотя в основе фильма лежат современные достижения астрофизики, геологии и биологии, с каждой следующей черновой версией Малику и Глассу приходилось все чаще опираться на интуицию. Их работа напоминала работу дирижера, который медленно и скрупулезно ведет оркестр по партитуре сложной симфонии. «Терри готов задержаться дольше на том или ином кадре, чтобы дать вам возможность как следует его впитать. Он постоянно думал о каждом кадре в контексте целого, а не по отдельности», – объясняет Гласс. Гласс понимал, что органичность, естественность важна для Малика не меньше, чем научная достоверность. «Лет 10 назад он сказал мне, что не хочет слишком отшлифовывать изображение при цифровой обработке, – говорит Гласс. – Он больше хотел видеть фильм как лоскутное одеяло, отражающее разнообразие жизни. Терри скорее потратит больше времени на подготовку к съемке кадра, чем на лишние объяснения того, что этот кадр означает. Его цель – втянуть зрителя в действие, чтобы тот открыл что-то новое для себя. Его фильм подводит к ответам, но не формулирует их слишком отчетливо». После 10 лет полного погружения в проект, Дэн Гласс стал совершенно иначе подходить к работе с эффектами. «Долгое время визуальные эффекты были, в основном, техническим, а не творческим средством – иначе быть и не могло, поскольку компьютерные технологии в то время находились на таком уровне, что приходилось все максимально точно оговаривать в самом начале, чтобы на рендеринге все сложилось, как надо. Некоторое время назад мы вышли на новую стадию, где все происходит наоборот: теперь технологии работают на наши творческие задачи. И это меня очень радует», – говорит Гласс. «В этом фильме, – заключает он, – нам удалось приблизиться к идеальному балансу между цифровыми и вручную созданными эффектами». Фильм «Путешествие времени»в кинотеатрах с 30 марта 2017 Телеканал уникальных экспедиций API TV POAN ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: «Путешествие времени». Кто мы такие? Зачем мы здесь? От «Сырных клещей» до «Путешествия времени» Путешествие времени». Как сочетать эмоции и науку «Путешествие времени». История, которая касается каждого «Путешествие времени» . История «Путешествие времени» Дэн Гласс и опытный цех Андрей Поляков - русский Индиана Джонс Андрей Поляков. Легендарные экспедиции Андрей Поляков. Арарат. Ноев ковчег (По следам Ноя, 2003) Благословение на поиски Ноева ковчега Андрей Поляков. Древние Курганы приоткрыли тайну Андрей Поляков. Ноев ковчег. От Арарата до Арарата Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова | |
| |
Просмотров: 18401 | | |