menu
person

Андрей Поляков. Арарат. Ноев ковчег (По следам Ноя, 2003)

В 2003-м году, спустя почти сто лет со дня последней русской экспедиции на Арарат, новая миссия из России во главе с востоковедом и журналистом Андреем Поляковым  поднялась на легендарную гору в поисках Ноева Ковчега.

Экспедиция широко освещалась в российских и мировых СМИ. Сюжет  Агентства Новостей Reuters увидели более чем в 160 странах мира. В России наибольший интерес был проявлен православными телепрограммами, в  частности, «Православной энциклопедией», выходящей в эфир на канале ТВЦ. Приводим расшифровку записи об экспедиции Андрея Полякова «В поисках Ноева Ковчега».

Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире программа «Православная энциклопедия». В одной из летних передач мы уже говорили о Ноевом Ковчеге. Писем и звонков было так много, что мы решили вернуться к этой теме.

(Прямой эфир программы «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ 13.11.2004)

Легендарный корабль ищут уже не одно столетие. И даже сами поиски, которые до сих пор не прекратились, тоже уже обросли легендами. Быть может сейчас, как никогда, мы близки к разгадке тысячелетней тайны: сохранился ли Ноев Ковчег, и каков он?

Сегодня к нам в студию, как мы и обещали, придет человек, который сам искал Ковчег на Арарате и даже побывал в месте, где похоронен праведный Ной. Это востоковед, журналист Андрей Поляков. Вы увидите уникальные кадры, которые удалось ему снять в этих местах.

Сюжет: "История поисков Ковчега"

Поиски Ноева Ковчега продолжаются как минимум две с половиной тысячи лет. Еще в 275 году до нашей эры вавилонский летописец Берос упоминал о корабле, который приплыл в Армению и опустился на грунт. А иудейский историк Иосиф Флавий уже в первом веке после Рождества Христова пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. Там люди собирают смолу для изготовления амулетов». Подобная легенда долго существовала у местных жителей, которые поднимались к кораблю за смолой. Но однажды собирателей смолы поразили молния и подобные вояжи из-за суеверного страха прекратились.

После этого сотни искателей штурмовали Арарат и многие, по их утверждениям, не только видели Ковчег, но и проникали внутрь. В средние века на поиск легендарного корабля отправился византийский монах по имени Иаков. Трижды он пытался достичь заветного места и, падая в изнеможении, засыпал, а когда просыпался, понимал, что опять находится в самом начале пути. В третий раз он обнаружил прямо перед собой родник. Утолив жажду, Иаков увидел ангела, который сказал, что Бог услышал его молитвы и в награду передал кусок древесины от Ковчега. Однако категорически запретил восходить на гору. И еще ангел добавил, что ни один человек не сможет найти Ковчег до тех пор, пока сам Бог не откроет тайну его местонахождения. Вернувшись с Арарата, Иаков описал свое путешествие. Сегодня кусок Ковчега, дарованный Иакову, хранится в городе Эчмиадзин, в резиденции Католикоса всех армян.

Подвижничество святого Иакова только раззадорило энтузиастов, но документальных подтверждений находок до начала прошлого века не было. Первыми их получили русские. Военная экспедиция, в составе которой было 150 человек, взошла на Арарат и добралась до Ковчега. Но из многочисленных документов осталась одна-единственная фотография. Всё погибло в неразберихе революционного времени. Следующая русская экспедиция побывала на Арарате лишь 100 лет спустя.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– У нас в гостях – руководитель российской экспедиции, которая в прошлом году была на Арарате, востоковед и журналист Андрей Поляков. Здравствуйте, Андрей. Я знаю, что вы уже 20 лет занимаетесь поисками Ноева Ковчега и собираете все сведения о нем. А почему именно Ноев Ковчег? Откуда у Вас интерес именно к этому?

Андрей Поляков:
– Если рассказывать с самого начала, то эта история началась в детстве. Меня, как, наверное, и каждого человека, волновал вопрос о происхождении человека, откуда мы взялись. В детстве у меня была верующая бабушка, она мне рассказывала интересные истории. Как потом выяснилось, это были истории из Библии. Но особенно мне запомнилась история с кораблем, который попал на высокую гору. Еще будучи мальчиком, я думал: как же, такой корабль и вдруг – гора, ведь это совершенно несопоставимые вещи.

С годами я ушел куда-то «в никуда»: атеистическое воспитание, школа, нигде ни о чем таком не говорилось. И вдруг я вновь услышал эту историю, когда попал в армию. У нас было очень много выходцев из совершенно разных сторон Кавказа, и некоторые из них  рассказывали о ковчеге. Тогда я уже знал немного Библию, касался этого вопроса, и я подумал, что это на самом деле может быть реальностью.

После армии я поступил в Институт стран Азии и Африки, изучал  Турцию, и, естественно, весь Ближний Восток – это моя специальность. И тут я столкнулся со многими источниками, которые, кроме Библии, стали подтверждать, что Всемирный потоп, вполне возможно, был реальностью.

Так, если коротко, и появился интерес. Потом я попал в Турцию и путешествовал по Ближнему Востоку, был во многих святых местах. Турцию я исколесил всю, но Арарат оставался загадочной зоной, которая меня манила. И наконец-то я туда попал.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Я в Эчмиадзине видел кусок Ковчега, о котором говорилось в сюжете. Он произвел на меня огромное впечатление, мне показалось, что он даже светится изнутри. А каково ваше мнение, насколько этот кусок достоверен? Проводились ли какие-нибудь исследования?

Андрей Поляков:
– Да, проводились научные изыскания, но доля скептицизма остается, поскольку исследования говорят о том, что этому кусочку от Ноева Ковчега не более 10 веков. Я, конечно, с этим глубоко не согласен, поскольку все последние научные достижения, которые основаны на так называемом углеводородном анализе, имеют очень большую погрешность и не точны. Ведь когда человек чувствует, что что-то от Бога, у него душа начинает петь. Когда с чем-то соприкасаешься, будь это текст, будь это какой-либо артефакт, то у тебя душа начинает играть, и ты понимаешь, истинно это или нет.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Андрей, вы один из немногих, кто своими глазами видел, что там, на Арарате. И благодаря вашим съемкам, можем теперь увидеть и мы.

В 2003-м году, спустя почти сто лет со дня последней русской экспедиции на Арарат, новая миссия из России во главе с востоковедом и журналистом Андреем Поляковым  поднялась на легендарную гору в поисках Ноева Ковчега.

Сюжет: "Русские на Арарате"

Диктор за кадром:
- В последнее десятилетие Арарат официально был закрыт для восхождений. В его окрестностях проживают курды. Они борются за независимость и время от времени ведут настоящую партизанскую войну с турецкими войсками. Кроме того, на самой горе находится турецкая военная база. Поэтому гостей из соседних стран особо не жалуют. Русских на Арарате не было почти 100 лет.

Больше 10 лет российский журналист, востоковед Андрей Поляков пытался получить разрешение на въезд в закрытую зону, и только в 2003 году виза была получена. Тогда экспедицию мало кто воспринимал серьезно. Тем не менее, нашли средства, и группа из 4 человек – тележурналист, режиссер и два оператора – достигла Арарата в середине прошлого года. Гора оказалась неприветливой: вопреки известной поговорке крупный виноград, как, впрочем, и другие кустарники и травы, на Арарате не растут. Это – потухший вулкан с кремниевой основой. К тому же, время от времени наружу выходит углекислый газ, что нередко становится причиной горной болезни.

И уже в первую ночь Арарат проявил весь свой крутой нрав. Вулканический гул не давал уснуть. А под утро разразилась ужасная гроза, одна из молний пронзила палатку. И только в этот момент все осознали серьезность своих притязаний на Ковчег. Под утро еще один сюрприз – снег и туман.

Алексей Легезо, оператор:
– Погода была замечательной. Как только мы отсняли все, что хотели, внизу, получили массу хороших впечатлений, и стали подниматься – погода испортилась. Говорят, что это бывает очень редко здесь.

Диктор за кадром:
– Дело осложнялось тем, что турки запрещали уклоняться от разрешенного маршрута и подниматься на склон, где предположительно находится Ковчег. К тому же режиссер Илья Тарасов почувствовал недомогание и не смог идти дальше.

Пришлось разделиться. Двое восходят на Арарат разрешенным маршрутом, по южному склону. Вершина горы частично освобождается от снега лишь на 1 месяц в году. Как раз в сентябре. И лишь тогда можно кое-что увидеть. Но внезапно разразилась снежная буря, и поиски пришлось прекратить.

Однако у подножия Арарата участники экспедиции были вознаграждены. Сначала увидели гигантский якорный камень. Такие обычно подвешивали к днищу кораблей в средние века, но этот был примерно в 2,5 раза больше. Рядом – еще два интересных камня. На одном – изображение вавилонского зиккурата, на другом – древняя надпись.

Местные курды показали еще одно интересное место. В 10 километрах от Арарата на горе Акила расположился странный музей. На вывеске не менее загадочная надпись: «Национальный парк НОЕВ КОВЧЕГ. Открыт в 1987 году». Редким посетителям предлагают посмотреть на образование, которое американец Рон Уайет принял за библейское судно. Он, совместно с астронавтом Джоном Ирвином, доказывали, что это действительно древний корабль, по размерам совпадающий с Ковчегом. Турецкие ученые тоже утверждают, что попало сюда это судно во время наводнения.

Хранитель музея:
– До 1948 года этот «Ноев Ковчег» находился под землей. Никакой подобной формы видно не было. А в 1948 году произошло сильное землетрясение, и «Ковчег» вышел на поверхность. В момент его появления окрестности озарил электрический свет, подобный свету электролампочек.

Диктор за кадром:
– Но вид этого судна не совпадает с описанием из Ветхого Завета. Ноев Ковчег должен иметь форму огромного закрытого ящика, а не океанской яхты. Одну из вероятных разгадок удалось найти уже по возвращении в Москву. В некоторых древних неканонических текстах, апокрифах, говорится, что ковчегов было два. На первом плыл Ной, а второй он увидел в океане и вопросил: «Господи! Неужели еще кто-то спасся, кроме нас!» Но второй корабль был пуст, и лишь соленая вода заполняла его до краев.

Но если есть второй ковчег, должен быть и первый. Именно тот, который видели многочисленные свидетели на протяжении веков, в том числе и участники русской экспедиции 1916 года. И именно этот Ковчег до сих пор покоится там, куда привел его Господь – в самой древней пристани, на горе Арарат.


Ведущий – священник Алексий Уминский: – В прошлый раз о Ноевом Ковчеге мы говорили с археологом, профессором Леонидом Беляевым. Он считает, что все, что касается поисков Ковчега, совершенно не научно и не доказательно. А вы просто верите в существование Ковчега, или у вас есть научно обоснованная гипотеза?

Андрей Поляков:
– Есть вера, конечно, и это основа основ. Но, кроме того, сейчас есть очень много научных подтверждений тому, что был потоп и что Ковчег должен находиться на горе Арарат.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Итак, этим летом вы собирались продолжить поиски и пройти по следам Ноя. Посмотрим, что же из этого получилось.

Сюжет: "Арарат-Нахичевань-2004"

Диктор за кадром:
- Русские изыскания прошлого не дали спокойно спать американцам. Сначала они опубликовали фотографию спутника «Квик Бёд», на которой, якобы, изображен Ковчег. Затем включили свою пропагандистскую машину на полную мощь и заранее заявили о своем приоритете.

Об успехах русской экспедиции 2003 года вспоминать не хотели ни в России, ни за ее пределами. В отношении искателей Ковчега и турки были непреклонны: в этом году они не пустили на Арарат никого.

Казалось, «битва за Ковчег» будет проиграна. Однако в 2004 году трое россиян все-таки отправились на Арарат  как обычные альпинисты. Возглавил экспедицию Владимир Шатаев, президент Союза альпинистов и скалолазов России. Именно ему Андрей Поляков передал свои карты, а также иконы и флаги, освященные в московском храме Святой Троицы в Листах. Благословил экспедицию лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

А Андрей Поляков со своей группой отправился в Азербайджан. Цель экспедиции – собрать как можно больше артефактов, связанных с событиями Библейского потопа.

Нахичевань. «Страна Ноя» – так переводится это древнее название. И это не случайно – Арарат всего в 30 километрах. Горы здесь немного ниже, но не менее легендарные. Самая знаменитая – Ыландаг или Инамдаг, что переводится как «Гора веры». По легенде, когда Ной искал пристанище в океанском безбрежии, он и его спутники увидели рифы, торчащие из-под воды. «Поверьте – это вершины гор!», – воскликнул праведник, и судно его ударилось о скалу и раскололо ее на две части.

Немного дальше – гора Джами Гая, что в переводе на русский означает – «Скала-Корабль». Некоторые местные жители считают, что именно к этой горе, а не к Арарату пристал Ковчег.

Подняться на гору группе не пришлось. Сезон уже завершился и вершину покрыл снег. Однако в местном краеведческом музее удалось увидеть два камня с этой горы. Третий камень находится в самой Нахичевани в музее под открытым небом. А рядом – в Музее ковров – новые доказательства. Этот ковер – прямое напоминание о потопе. Древне-шумерское изображение – рыба – символ Ковчега.

Ареф Гадымов, директор музея и автор книги о Ное и Нахичевани, показал русской группе место, где, как он предполагает, находится могила самого Ноя. Еще до начала 80-х годов здесь стоял тюрбе – небольшой мавзолей. Но затем его сравнял с землей советский бульдозер, который, по одной из легенд, на долгие годы так и застыл на том самом месте.

Пещера Асхабе Кеф и древний город Хараба Гилан, судя по возрасту, пережили потоп. И, по предположению участников экспедиции, вполне могли быть связаны с послепотопным возрождением человечества. Пещера поражает своими размерами, рукотворными гигантскими выработками. В пещере обнаружены впечатанные в скалу изображения людей и внушительные следы ног на камнях. Возможно, именно в этой, или подобной ей пещере могли дожидаться высыхания почвы, прежде, чем уйти «заселять всю землю», сыны Ноя – Сим, Хам и Яфет с потомками.

Ведущий – священник Алексий Уминский:

– Я вижу, вы принесли ту самую икону, которая побывала на Арарате. Что это за икона и почему вы захотели отнести ее на Арарат?

Андрей Поляков:
– Да, это та самая икона, которая побывала на вершине. Это икона св. Георгия Победоносца. В эту экспедицию вкладывался очень большой смысл. Мне очень хотелось, чтобы святой Георгий Победоносец покрыл своим молитвенным покровом весь Кавказ, поскольку Арарат – одна из самых высоких гор Кавказа. Также, как вы знаете, святой Георгий – покровитель Москвы. Сейчас такая сложная обстановка в мире, и все эти вещи очень взаимосвязаны. Так вот, мне хотелось, чтобы мир и успокоение пришли на Кавказ через Арарат.


Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Из тех сюжетов, что мы посмотрели, я понял, что поиски Ковчега окружены какой-то тайной, необыкновенными явлениями. Так ли это? Какие у вас впечатления?

Андрей Поляков:
– Да, мы столкнулись с этим, и об этом можно очень долго рассказывать. Например, когда мы пришли на Арарат, стояла погода плюс 18 градусов, а как только мы взошли на высоту 3200 метров, ночью мы получили концентрировано все то, что получали до нас: это гроза, как вы видели, снег, минус 6 градусов – лошадям негде пастись, вода мерзнет. Все говорило о том, что что-то препятствует. Более того, трое из четырех переболели горной болезнью, мой ближайший товарищ и режиссер сказал, что не может идти, и мне пришлось спускаться вниз вместе с ним, поскольку турки потребовали огромные деньги за спуск. Мы шли, не зная дороги, в сплошном тумане, но там нас ждало то чудо, о котором уже говорилось.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– А что за люди с вами ходят в экспедиции, по какому принципу вы их подбираете?

Андрей Поляков:
– Первую экспедицию я собирал таким образом, чтобы были профессионалы в телевидении, мне было важно заснять. Потому что найденный Ковчег или артефакты обязательно нужно заснять на профессиональную пленку, показать, чтобы не было потом разговоров, что это не Ноев Ковчег. Но следующую экспедицию я собирал по другому принципу: для меня было главное, чтобы у человека была вера. При этом все эти люди обладают достаточными знаниями: археологи, геологи и другие ученые, которые убеждены в том, что Библия – это не сказки, а действительно научный рассказ.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Спасибо. У нас есть звонок от телезрителей. Мы слушаем Вас, Вы в эфире.

Телезрительница:
– У меня вопрос к Вам, отец Алексей. Я хочу спросить: если Бог есть любовь, и высшая милость, и великое прощение, как Он мог устроить этот Великий потоп? Ведь мы же созданы по образу и подобию Божию, поэтому не к нам претензии, а, наверное, к Тому, Кто нас создал.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Спасибо Вам за вопрос. Я знаю, что этот вопрос волнует очень многих людей, особенно в наше время, когда мы очень мало знакомы со Священной историей, с самим Священным Писанием. Я хочу ответить на этот вопрос кратко: дело в том, что, если бы Вы внимательно прочитали историю потопа и Библию, Вы увидели бы, что Ной строил свой Ковчег в течение почти ста лет. Эти сто лет были призывом Ноя к покаянию, обращенным ко всем людям, которые жили в страшном грехе и забвении Бога. И Ноев Ковчег тогда был открыт для каждого, кто хотел спастись. Но в него взошел только Ной и его семья. И поэтому обвинять Бога невозможно, в этом можно обвинить только свободную волю человека, который выбрал грех, а не Бога.

- Андрей, скажите, зачем вы ищите Ковчег? Насколько важны для людей материальные подтверждения Библии? Многие считают, что для верующего это и не нужно, что достаточно верить в Священное Писание.

Андрей Поляков:
– Для верующего, действительно, не нужны дополнительные доказательства. Но ведь верующих людей не так много на земле. Называют себя верующими очень многие, но тех, кто действительно верует – практически единицы. Большое количество неверующих есть не только среди христиан, но и среди мусульман, которым также описывалась история Ковчега.

Как я представляю, когда мы найдем Ноев Ковчег, в мире не останется ни одного атеиста, потому что это будет невозможно уже – не верить в Бога. В этом я вижу свою задачу. Если мы верим в Бога, и нас будут предупреждать о том, что близок конец света, то мы непременно покаемся и сделаем то, от чего зависит наше спасение. И обнаружение Ковчега может сыграть в этом очень большую роль.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
–Как я понял из Вашего рассказа и из сюжетов, есть некие духовные препятствия к тому, чтобы найти Ковчег. Он откроется тогда, когда на то будет воля Божия. Вы на это надеетесь?

Андрей Поляков:
– Я на это надеюсь. И я думаю, что в моих поисках нет ничего, что противоречило бы воле Божией. Когда Господь определит, чтобы Ковчег открылся, он откроется.

Ведущий – священник Алексий Уминский:

– А каким образом Вы пытаетесь узнать эту волю Божию? Не идете ли Вы здесь против Его воли?

Андрей Поляков:
– Я сам задавался этим вопросом. Если кратко, то когда последняя экспедиция срывалась, мне приснился кораблик в виде Ковчега. Он был золотистый. Это было такое видение, можно сказать. После этого сразу все открылось, мы попали через неделю на Арарат. Дело в том, что я тоже переболел горной болезнью и чуть не умер после того, как спустился вниз, и сказал, что больше ноги моей не будет на Арарате. Потом какая-то неведомая сила поднимает меня и говорит, что надо идти. Опять мне снится сон – о том, что я побывал внутри Ноева Ковчега. Мне приснилось, что я сделал там самую волшебную находку – надпись, о которой говорится в материалах экспедиции 1916 года.


Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Спасибо большое, Андрей. Я от всего сердца желаю Вам найти эту великую святыню и получить от Бога настоящий духовный дар – Ноев Ковчег, который Вы преподнесете каждому из нас. Всего вам доброго, храни Вас Господь в Ваших поисках.

Сюжет: Что стало символом завета, договора, заключенного между Богом и Ноем после потопа?

Диктор за кадром:
- Обычно, когда Бог заключал завет, то есть договор, с человеком, Он давал какое-нибудь знамение этого договора. Первый свой завет Господь Бог заключил с праведным Ноем после потопа. Господь повелел людям жить праведно и не допускать пролития человеческой крови. Вот как говорит об этом Библия, книга Бытия: “И сказал Бог Ною и сынам его: «…поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами… навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею»”. (Быт., 9:11-13). И с тех пор радуга, как связующий мост между небом и землей, стала нашей надеждой на спасение.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Поиск Ковчега кому-то может показаться бессмысленным, но в основе этого поиска лежит поиск святыни, ведь Ковчег – это символ спасения, а поиск спасения – это смысл нашей жизни.

Наша программа подошла к концу. Спасибо всем зрителям, кто пробыл с нами эти полчаса..

Всего вам доброго. Храни Вас Господь.

ЕЩЁ:

Андрей Поляков. Древние Курганы приоткрыли тайну

Андрей Поляков. Ноев ковчег. От Арарата до Арарата

Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова

Нахичевань, могила Ноя и наука

Тильмун, Эдем или Хараба-Гилан?

Храм Огня Сварожича. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова

Когда Homo Sapiens станет человеком?

Категория: АП | Добавил: Bro (08.11.2015)
Просмотров: 56447 | Теги: Экспедиция Андрея Полякова, Ноев ковчег, Арарат, Андрей Поляков, По следам ноя, 2003 | Рейтинг: 5.0/75