В России есть своя гора Арарат, которая находится на Юге Красноярского края, рядом с селом Каратузское.
Ноев ковчег, естественно, к ней не причаливал. Но простых совпадений не бывает. Каратузский Арарат хотя и не окутан тысячелетними легендами, но совсем недалеко от него строится новый Ковчег Спасения… О нем чуть позже, а для начала мы попытались узнать историю происхождения названия местного Арарата. Версий оказалось три.
Арарат и ссыльные армяне
Согласно первой гипотезе, гору назвали переселенцы еще в царские времена ссыльные армяне. Версия эта сомнительна, так как от армян в местных краях не осталось никаких следов, и, вообще, неизвестно, были ли они тут на самом деле. Армяне имеют тенденцию образовывать замкнутые диаспоры. Если таковая и была, то кроме Арарата должны были остаться еще хоть какие-то следы армянского пребывания, а их нет. Эстонцы, латыши и литовцы напротив дали своим селам названия на родных языках, и никто их до сих пор так и не поменял. Однако вокруг Каратузского большинство топонимов и гидронимов имеют явное тюркское происхождение, почти как в Турции, где находится библейский Арарат, но там он называется Агры даг (тур. – «Гора боли»). Кстати, у армян Арарат называется Масис.
Арарат и казаки
Согласно второй версии, название горе дали казаки, основавшие форпост Шадат приблизительно в 1767 году. Однако нет никаких архивных данных, подтверждающих эту гипотезу. Казаки пользовались уже устоявшимися названиями рек и гор, а населенным пунктам давали уже свои русские названия. Существует легенда, что якобы казаки забрались на гору и отбивались от коренного местного населения, назвав возвышенность в честь этой «битвы» Арарат в качестве символа спасения. Но в то время в деревянной избушке-крепости постоянно проживало не более 30 человек. И находилась она на значительном удаление от горы.
В 1964 году красноярский журналист В.Трояновский в очерке «У горы Арарат» пытался провести расследование на тему происхождения Каратузского двойника библейской горы. Но, в конце концов, запутался сам и запутал читателей своими гипотезами, хотя опирался он исключительно на данные архивов. Так что казачья версия отпадает естественным образом.
Арарат и арии
Согласно третьей версии, горе Арарат название изначально дали древние арии. По новейшим данным анализов ДНК, арийские племена появились на Юге Сибири задолго до того, как они двинулись в Индию и Иран, разделившись на так называемые «индоевропейские народы». До сих пор в Каратузском и Курагинском районах остались названия, которые имеют санскритские корни (а, скорее всего, арийские названия). Например, близ озера Тиберкуль (тюрк. – «Божье озеро») располагается гора Сухая (на санскрите – «Сухья» – «Божья»), а рядом с селом Таяты возвышается гора Синюха, (с тем же санскритским корнем) и считающаяся святой.
Что касается армян, то они признают, что рядом с Араратом задолго до них жили люди арийского происхождения с белыми волосами и голубыми глазами, которые смешались с одним из аравийских племен, дав начало армянскому роду. До сих пор в Армении многие считают, что настоящие армяне имеют рыжие волосы и голубые глаза. Сами армяне именуют свой народ «хайк», а гору Арарат, как уже упоминалось выше, Масис.
То есть Арарат уже существовал до ассимиляции ариев и аравийцев, и под этим названием попал в Ветхий Завет. Таким образом, арийская версия имеет под собой более правдоподобную почву, но пока и у неё нет четкого подтверждения.