Введенская Оптина пустынь – одно из самых известных православных мест России. Ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви раскинулся недалеко от Козельска в Калужской области. Здесь всегда много паломников, особенно на большие церковные праздники. Вечность словно застыла в храмах обители, но и время дает о себе знать. Вокруг всё подстраивается под новый ритм жизни. Начало Как гласит предание, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням. Согласно преданиям, в 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В центре располагается главный храм монастыря — Введенский собор, остальные церкви образуют крест. На севере - церковь Марии Египетской, на юге - Казанская церковь, на востоке - Владимирская. За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В момент его строительства вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт. В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского. Петр Первый. Унижение обители ради войны В 1704 году по указу Петра Первого Оптина пустынь должна была платить оброк государству. Деньги шли на строительство Санкт-Петербурга и на войну со шведами. По сути, этот налог поставил на грань существования Оптину пустынь. К 1724 году в обители осталось всего 12 человек. Она была упразднена в том же году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения обители развалились. Екатерина Первая. Воскресение обители ради Духа В конце 1726 года, по указу императрицы Екатерины I, Оптина пустынь была восстановлена. Годом позже, архимандритом Тихоном, настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество. В 1741 году началось строительство деревянной колокольни, а в 1750-м - возведение нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского. В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма. В 1770 году по отчету числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. В 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители, ему очень понравилось это место. Вскоре в настоятели был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. В 1797 году братия обители насчитывала 12 человек. В 1802 году было начато строительство новой трехъярусной колокольни. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келий. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809-м - больничной церкви. 18 января 1809 года штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти человек. В 1821 году в монастыре устроили скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец. С тех пор Оптина пустынь стала одним из духовных центров России. Достоевский. Оптина пустынь и «Братья Карамазовы» Историк Владимир Соловьёв привёз Федора Достоевского в Оптину пустынь после смерти сына в 1877 году. Писатель прожил в скиту некоторое время, литературные детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этого паломничества. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни. "Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!" – писал Достоевский. Лев Толстой пришел в Шамордино в лаптях Родная сестра Льва Толстого Мария Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, который находится недалеко от Оптиной пустыни. Туда писатель, будучи графом, пришел однажды в лаптях и с котомкой за плечами. Последний раз в Оптиной пустыни, которая вдохновила его на написание «Отца Сергия», Толстой был с семьей в 1890 году. Революция. Оптина пустынь - музей 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, монастырь продолжал существовать под видом «сельскохозяйственной артели». В 1923 году артель упразднили, и обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник она была названа «Музей Оптина пустынь». В 1931 году на территории монастыря был открыт Дом отдыха имени Горького. В 1939 году по приказу Лаврентия Берии дом отдыха превратился в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров. Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. После войны до 1949 года здесь размещалась воинская часть. СССР возвращает Оптину пустынь монахам 17 ноября 1987 года Правительство СССР передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратной башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия. В 1997-2000 годах был построен Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Икона находится на территории подсобного хозяйства монастыря. 14 августа 2005 года Святейший Патриарх Алексий Второй во время последнего посещения Оптиной Пустыни заложил Храм в честь Преображения Господня на месте, где никогда не было храма. Он был освящён 30 декабря 2007 года. В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский открыты для всех. Кровавая пасха На Пасху 1993 года кинжалом в сердце были убиты три монаха монастыря - иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. На рукоятке было начертано: «666», «сатана». В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Оптинские старцы Оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех старческих обителей. Имена старцев хорошо известны: иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; ум. 1860), схиархимандрит Моисей (ум. 1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; ум. 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; ум. 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; ум. 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928), схиархимандрит Севастиан (Фомин; ум. 1966). На месте Оптиной пустыни проживали вятичи Местность, где расположен город Козельск и Оптина Пустынь, была обитаема, согласно археологическим раскопкам 1899 года, еще в Каменном веке. В дохристианские времена эту территорию населяли племена вятичей, о чем говорят обнаруженные артефакты. Издание общеполезных духовных книг С 1839 года Оптина Пустынь приступила к изданию общеполезных духовных книг. Братия занималась выпуском переводов Паисия Величковского, а также издала знаменитые творения "великих врачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Оптина пустынь и Многомерная медицина «Это было весной 2007 года. После вечерней службы батюшка Илий (схиархимандрит Илий) с моим крестным отцом - монахом Оптиной пустыни - беседовали с нами в холле монашеской обители. Неожиданно батюшка Илий, обращаясь ко мне, сказал: «Ты должен создать медицинский центр». Я и все присутствующие были ошарашены таким неожиданным заявлением духовника братии Оптиной Пустыни. К словам старца очень внимательно прислушиваются все, независимо от вероисповедания и занимаемых постов. Пока обстоятельства не позволяют выполнить его наказ, но кто знает, может быть, еще не пришло время? Может быть, батюшка Илий видел, что в ближайшем будущем у нас появятся совсем иные перспективы?», - рассказал о своей встрече со схиархимандритом Илием Генеральный директор издательства АНС Геннадий Непокойчицкий, которому свое наследие завещала автор Многомерной медицины Людмила Пучко. Пророчества Оптинских старцев об Апокалипсисе «Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Это время – не за горами… До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас… Антихрист явно идет в мир, но этого в мире не признают. Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Это сила посторонняя, злая сила. Источник ее – дьявол, а люди злые являются только орудием, посредством которого она действует. Это – предтечи антихриста. В Церкви у нас нет теперь живых пророков, но знамения есть. Они и даны нам для познания времен. Ясно видны они людям, имеющим духовный разум. Но этого в мире не признают... Все идут против России, то есть против Церкви Христовой, ибо русский народ – Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова». «Ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учения Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении... Посему, сын мой, как увидишь нарушения Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, – знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать своё нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы ещё более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву и властолюбию... Горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством и ради любви к покою готовы подчиниться еретикам… Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом… Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным...» Андрей Поляков, Светлана Мельникова (фото авторов) Лучший сетевой телеканал - API TV Андрей Поляков. Экспедиции ЕЩЁ: Андрей Поляков. Арарат. Ноев ковчег (По следам Ноя, 2003) Благословение на поиски Ноева ковчега Андрей Поляков. Древние Курганы приоткрыли тайну Андрей Поляков. Ноев ковчег. От Арарата до Арарата Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова Нахичевань, могила Ноя и наука | |
| |
Просмотров: 22871 | |