Царя Иоанна Грозного из правителя-просветителя и собирателя земель русских историки-мистификаторы превратили в невежественного демона.
Но образ этот плохо увязывается с теми документами, которые, не были уничтожены врагами самодержца, и дошли до наших дней.
Согласно им, Иван Грозный предстает перед нами как человек истинной веры во Христа, искренне считавший, что власть царская дается от Бога и правители должны по совести и чести управлять государством. Иоанн самолично переписывался с августейшими особами Европы и открыто высказывал многим из них свою точку зрения по любым вопросам, нередко предавая своим письмам явно проповеднический характер.
«Со смирением напоминаю тебе, о князь: посмотри, как к нашим согрешениям и особенно к моему беззаконию, превзошедшему беззакония Манассии, хотя я не отступил от веры, снисходительно Божье величество в ожидании моего покаяния. И не сомневаюсь в милосердии Создателя, которое принесет мне спасение, ибо говорит Бог в святом Евангелии, что больше радуется об одном раскаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках; то же говорится и в притче об овцах и драхмах. Ибо если и многочисленнее песка морского беззакония мои, все же надеюсь на милость благоутробия Божьего: может Господь в море своей милости, потопить беззакония мои. Вот и теперь Господь помиловал меня, грешника, блудника и мучителя, и животворящим своим крестом низложил Амалика и Максентия. А наступающей крестоносной хоругви никакая военная хитрость не нужна, что знает не только Русь, но и немцы, и литовцы, и татары, и многие народы. Сам спроси у них и узнаешь, я же не хочу перечислять себе эти победы, ибо не мои они, а Божьи». Фрагмент из Второго послания Ивана Грозного Курбскому
Он хорошо разбирался во всех новшествах своего времени, не был чужд достижениям науки. Книги по искусству и наукам Грозный собирал по всему миру. Отдельные фолианты содержали в себе секреты ремесел и искусств. Именно так пополнялась его Либерия, основу которой составляли древние книги из библиотеки византийских императоров, собиравших ее на протяжении веков. Всего насчитывалось до 800 томов.
«Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав, правили, потом же и продавали. А которой пиceц, написав книгу, продаст, не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто неисправленну книгу купит, потому же возбраняли , чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны». Фрагмент из «Стоглавого собора»
По разным оценкам, Либерию составляли книги из Александрийской библиотеки, древние географические карты, в том числе и империи Чингисхана, уникальные папирусы древнего Египта, глиняные клинописные таблички древней Месопотамии, пергаменты из Финикии и Иудеи, рукописи мудрецов Индии и Китая, священные тексты Заратустры.
«Се заповедаю вам, да любите друг друга, и бог мира да буди с вами. Аще бо сия сохраните, и вся благая достигните; веру к богу тверду и непостыдну держите, и стоите, и научитися божественных догматов, како веровати, и како богу угодная творити, и в какове оправдании пред нелицымерным судиею стати. То всего больше знайте: православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти. А сами живите в любви».Фрагмент из Духовной грамоты царя Ивана Васильевича
Видя свое лицемерное окружение, и предчувствуя, что его на троне сменят невежественные потомки, он решил сохранить свою коллекцию для будущих просветленных поколений. Некоторые европейцы предлагали царю еще при жизни баснословные деньги за библиотеку, но правитель был непреклонен. Незадолго до смерти он разделил коллекцию на три части и повелел преданным людям спрятать их в разных частях.
До наших дней одна часть сохранилась в Москве. Но находится она не в Кремле.