Происхождение человека до сих пор остается загадкой для науки. Зарождение и падение древних цивилизаций также остается не до конца понятым. Ученые лбы выдвигают теории, которые противоречат друг другу. Даже история появления и становления славян полна смутных гипотез и околонаучных измышлений. Тем не менее, по крупицам можно установить, чем и как жили славянские племена в дохристианскую эпоху. Древняя русская космография Устройство мира представлялось нашим пращурам похожим на яйцо. Посредине находилась земля, как желток. В нижний мир можно было попасть только чудесным образом – или переплыть мировой океан, или насквозь прорыть землю (в такую яму камень будет падать двенадцать суток). Верхний мир человек наблюдал каждый день. Однако славяне считали, что над видимым небом расположено ещё восемь – поэтому мы и говорим – «на седьмом небе» или во множественном числе «небеса». Небо, которое видели люди, считалось дном океана небесного. Там Даждьбог хранил запасы воды, а когда «хляби разверзались» (хлябь – дно), то шёл дождь. Когда наступала ночь, солнце переходило под землю. Огонь и Вода - Сын Неба и Кровь Земли Огонь и вода - две враждебных друг другу, две непримиримых, хотя иногда и работающих одна на другую, стихии. Огонь, в представлении язычника древней Руси, являлся сыном Неба (Сварога), - почему и величали его в те, затонувшие во мраке веков времена «Сварожичем», воздавая ему поклонение: «... и огневи молятся, зовут его Сварожичем...», - писал об этом некий Христолюбец. Позднейшее сказание, записанное в «Памятниках отреченной литературы», гласит о том, что произошел огонь от очей Божиих. Солнце принималась пращурами народа-пахаря, одухотворившего всю видимую природу, за всевидящее око Творца. Таким образом, и по народному мировоззрению, огонь является исходящим от прекрасного светила дня. Вода, по стародавнему слову русского народа, доискивающегося до начала начал вселенских, представляется кровью земли. По народному представлению, огонь наделен необычайной силою-мочью, но вода - сильнее огня («земля - сильнее воды, человек - сильнее земли»), пишет Апполон Коринфский Огонь - огню рознь. Наши предки пользовались не только небесным, но и «живым» (вытертом из дерева) огнём. Так и вода слывет, по этим преданиям, то живою, то мертвою. Небесный огонь (молния) ниспосылается на землю неспроста: им карает нераскаянных грешников правосудие Божие. Гасить пожар от грозы («Божий огонь») потому-то и считается грехом. Огонь - сын Неба В стародавние годы на Руси, было в обычае поддерживать на домашнем очаге неугасимое пламя, возженное от огня, добытого из сухой сердцевины дерева. Это, по древнему верованию, оберегало дом от напастей и обеспечивало семье мирную-счастливую жизнь. Домашний очаг считался в старину священным. В его огне видели силу - не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болесть лютую. Вокруг очага собирались в былую пору совещания родичей. Молодая семья при въезде в собственный дом непременно брала к своему новому очагу горящие угли со старого дедовского. Это помогало сохранить родственные связи. Если огонь на чьем-нибудь очаге погасал, это было предвестником угасания семьи. Даже рассыпавшиеся с очага дрова не обещали ничего доброго для хозяев. Плюнуть на очаг почиталось за великий грех. Если кто-нибудь заливал водой чужой очаг, это было знаком непримиримой вражды - на жизнь и смерть. Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством: ей пользовали от самых разных болезней. Отправляясь в далекий путь, наши предки брали с собой не только горсть родной земли, но и щепоть золы с домашнего очага. Перед пылающим очагом произносились заговоры. По колебанию его пламени предсказывалась судьба, и угадывался будущий урожай. Сотворение земных морей, озер и рек Старинное русское сказание так объясняет возникновение земных вод. Когда Бог сотворил Землю, повелел Он идти ливню-дождю. Полил дождь. Воззвал Творец к птицам, дал им дело - разносить воду во все стороны света. Налетели птицы-железные носы (олицетворение весенних гроз) - и стали исполнять повеление Создавшего их. И наполнились водою все овраги, все котловины, все рытвины земли. Отсюда и все воды пошли. Вода – кровь Земли Вода, по стародавнему поверью русского народа, считается кровью земли. Плевать на воду — все равно, что матери в глаза, считали наши предки. Как родная мать, вода слышит и понимает человеческую речь. Поэтому нельзя ругать реку даже во время наводнения: запомнит и жестоко отомстит. Собирали росу до восхода солнца, лучше всего на Иванов день. В эту волшебную в ночь на лугу расстилали новую скатерть. Драгоценную жидкость выжимали и хранили в темной бутылке. Роса приобретает особую силу на Ивана-Купала. Чтобы зарядиться здоровьем на весь год, наши предки на заре шли в луга и валялись в росе как вольные звери. Древние славяне и Арии – сыновья и внуки воды Древние славяне, объединяя в одну стихию небесный и земной огни, называли их - подобно многим другим, ведущим свое родословное древо от одного и того же арийского корня племенам - «водорожденными» (сыновьями и внуками воды), ставя их, таким образом, в зависимое от нее положение. Образ жизни и нравы древних славян Современник наших далеких предков Прокопий Кессарийский сообщал о славянах следующее: «Жилища свои они строят недалеко от берега. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, особенно проса и пшеницы. Живут они в хижинах на большом расстоянии друг от друга и часто меняют место жительства. Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Необходимые вещи они зарывают в тайниках, ничем открыто не владеют. Они почитают реки и нимф, приносят жертвы им и при помощи жертв производят гадания». Крест и свастика – древнейшие знаки Земли Свастика, так же, как и колесо, означает свою причастность к солнцу, а точнее, к его движению. Если углы свастики направлены по часовой стрелке, то это светлый символ. Он называется «посолонь» - «по солнцу». Знак свастики против часовой, называется «осолонь», то есть «жизнь усопших». Почти все славянские солнечные знаки в своей основе имеют крест. Традиционно считается, что крестовый орнамент и символика пришли на Русь только с принятием христианства. У славян же крест существовал испокон веков и имел особое значение. Человек каменного века выражал пространство вокруг себя следующей формулой – «на все четыре стороны», крест по горизонтали. В сохранившихся заговорах видно, что мир не пуст – людей окружают реки и леса, овраги и перелески, звери и птицы. Волхвы заставляли произносить названия почти каждого элемента в пространстве. Наши предки воспринимали не только плоскость, но и объем. Художественным подтверждением этому за несколько тысяч лет до появления христианства послужил вертикально стоящий крест. Также в летописях XY века обнаруживаются упоминания о таких сторонах креста, как Длина, Ширина, Высота и Глубина. Магия народной одежды Одежда наших предков не только защищала от холода, но и выполняла магическую функцию. Для усиления благотворного воздействия целительных сил Земли, ткани отбеливали белыми росами. Длинными летними ночами холсты расстилали на лугах, а к утру купали в росе. Рубашки, сшитые из таких материалов, передавали своему владельцу природную силу. А поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа, человек был окутан мощными защитными энергиями. Не случайно на Руси было столько могучих богатырей. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен. С рубахой связано множество поверий. Собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь. Рубаха являлась универсальной одеждой, и женщины, и мужчины, и дети носили длинные рубахи. У женщин рубаха могла выглядывать из-под сарафана или панёвы, и когда рубаха понизу была украшена богатым узором, это смотрелось очень красиво. У мужчин и детей рубахи украшались узором попроще. У детей рубаха была основным видом одежды. Маленькие мальчики и девочки носили их без штанов и сарафанов. Женскую судьбу можно было «прочитать» по ее костюму. Узоры на ее платье говорили за нее: замужняя ли женщина, сколько у нее детей, какого она сословия. Так неграмотные женщины в своих орнаментах передавали из поколения в поколение такие знания. Показать окружающим свой живот, как принято в одежде современных девушек, означало – лишиться здоровья и женского счастья. Не случайно непременным атрибутом костюма был пояс-оберег. Словно мудрая и чуткая змея, он охранял своего хозяина или хозяйку, которые жили согласно принципу: «Живот – это жизнь». Обереги и амулеты Наши предки старались всячески оберечь себя от дурных воздействий со стороны. Для этой цели они использовали не только вышивки на одежде, но и амулеты. Для того, чтобы «вражьи силы» не проникли в человека, носили магические подвески. Обычно их прикрепляли к ожерелью или к одежде на левой стороне груди около сердца. В некоторых областях России надевали магическое нагрудное украшение - гайтан. Гайтан защищал опасные для проникновения враждебных сил зоны на теле – грудь, подреберную часть, шею. На солнечном сплетении обязательно носили крест. Тыльную сторону фигуры тоже защищали - в области крестцовых костей прикрепляли обереги. Считалось, что лучше пусть другие рассматривают украшения, чем части тела, которые можно сглазить. Самыми сильными считались обереги, предназначенные для семейной пары, то есть для двоих. Такие амулеты состояли из фигурки сидящей птицы, двух ложек, челюстей животного и ключа. Птица символизировала гнездо, ложки – сытость, пила отгоняла злое, а ключ означал семейное богатство. Среди талисманов ключ занимал значительное место. В качестве подарка молодоженам на свадьбу дарили заговоренный ключ. Почему? По традиции невеста приносила с собой приданое. Иногда это был сундук с добром, воз продуктов, а порой лишь небольшой ларчик с серебром. Тогда ключ от этого ларчика олицетворял собой все те материальные ценности, что имеет невеста. В волосах - сила Чем длиннее у девушки была коса, тем она считалась красивее. Верили, что женские волосы обладают магической силой. Каждый волосок словно антенна, принимал информацию из разных миров. Чем больше было волос, тем сильнее была связь с Космосом. Густые блестящие волосы символизируют здоровье. Поэтому с самого раннего детства, мать, причесывая свою дочку, приговаривала: «Расти коса, до пояса, не выпади ни волоса. Расти, коса, не путайся, дочурка, маму слушайся!» Такой заговор читался мамой на растущую луну. Наши предки предупреждают: За каждый волосок на том свете придется отчет давать. Поэтому, волос своих никогда и никому не давай, даже на память не посылай: они могут попасть во всякие руки, в том числе и дурные. Если волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появится ревматизм и другие тяжелые болезни. При крестинах волосы ребенка выстригали, закатывали в воск и бросали в купель, гадая о судьбе новорожденного: закружится комочек — к счастью. По волосам определяли характер: У кого на голове жесткие волосы, у того сердитый нрав. Рыжий да красный — человек опасный. Черный волос — звонкий голос. Если волосы ночью сбились в клок на голове, это считалось знаком любви домового. Но в этот день, остерегайся, жена, не вступай в спор с мужем, не то побьет! Растрепанных женщин не жаловали, пугали, что если не приведут они свою голову в порядок, накажет их небесный гром. Но только в Благовещенье запрещалось притрагиваться к волосам - птица гнезда не вьет, девушка косы не плетет: иначе в домашнем хозяйстве будет непорядок. Девушки ходили с непокрытой головой до замужества. В день свадьбы невесте заплетали две косы и прятали волосы под платок. Некоторые головные уборы русских красавиц весили до пяти килограммов. Но чего не сделаешь ради красоты! Женские права Женщина в древности имела право на часть семейного имущества и защиты. Согласно первым русским юридическим документам, сестра меж братьями не считалась наследницей. Но было условие, чтобы братья устроили ее судьбу и выдали замуж с приданым. Приданое считалось собственностью сестры. Поэтому для основных наследников будущая невеста была обузой. Если после смерти отца дочь оставалась незамужней, то она имела право на часть общесемейного имущества. Жену, супругу, называли «семья» (со-имаю). Позднее же так стали обозначать связь двоих людей. В письме к мужу жена ставила подпись: «Семьица твоя». Заговоры и врачевание Главная сила врачевания заключается в словах, считали наши предки. Снадобья и лекарства служат лишь успокоительным средством. Из глубины веков дошли до нас не только целебные заговоры, применяемые при различных болезнях, но и непременный кодекс врачевателя-знахаря. И главным условием является не употреблять заговор во вред другому человеку. Если употребить заговор во зло, то, пусть оно и не удалось, человек лишается способности заговаривать. Только тот преуспеет в своем деле, кто умеет произнести заговор как следует, не одним языком, но и душою, соблюдая установленные по таинственному преданию, приемы и условия. Не стоит доверяться силе целебных снадобий, если они заранее не наговорены или не нашептаны тут же, на глазах больного, считали наши предки. Ведь главная сила врачевания заключается в словах заговора, а снадобья служат лишь успокоительным средством. Древняя мостовая – слоёный пирог Стереотипное мнение о том, что на Руси всюду царила грязь непролазная, опровергнуто археологами. Первые хозяйственные сооружения возникали вместе с городами. На раскопках в Новгороде, датируемых 938 годом, вещей, древнее мостовой, не обнаружено. Как мостовую делали? Вдоль улицы прокладывали три продольные лаги – опоры. Сверху настилали деревянные плахи. Делая зазоры, плахи подгоняли одну к другой. На нижние лаги вдоль улицы укладывали неочищенные брёвна, а поверх – доски. Когда мостовая прогнивала, на неё настилали новую, не снимая старых досок. Улица за несколько веков превращалась в слоёный пирог. В Новгороде такие «пироги» насчитывают до 30 слоёв. Археологи, не поленились заглянуть между каждым ярусом. Их ожидала удивительная находка: там обнаружились огромные залежи ореховой скорлупы. Русский дом В представлении древнерусского человека дом был малой копией мира. При постройке дома применяли много хитростей. Существовал такой древний обряд, привлекающий в дом мир, счастье и покой – под углы будущего дома подкладывали шерсть, зёрна пшеницы, ладан и монеты. Место для строительства выбирали по принципу «счастливости». Оно должно быть сухим, светлым и обжитым. Особенно удачным считалось такое место, где жизнь прошлых поколений проходила благополучно. Запрет налагался на места, где прежде хоронили людей, проходила дорога или стояла баня. Перед закладкой фундамента хозяин рисовал на земле знак благополучия – символ засеянного поля величиной с будущий дом, и уходил «на все четыре стороны», чтобы принести с четырех полей четыре больших камня и установить их в предполагаемые углы дома. Нарушить правила выбора дерева, значит построить дом, вредный для жизни. Для строительства нельзя брать старые сухие деревья. Они считались мертвыми и свою смерть должны были найти в лесу. В противном случае от них домочадцы болели «сухоткой». Нельзя было брать на строительство «буйные» деревья, те, что выросли на перекрестье дорог. Они разрушали срубы и могли вредить хозяевам. Эти традиции прошлого можно применять и при строительстве современных домов. Не случайно наши предки передавали их из поколения в поколение, надеясь, что каждый когда-нибудь построит свой счастливый дом. Андрей Поляков, Светлана Мельникова (фото, видео авторов) «Золотая экспедиция» - проект востоковеда и журналиста Андрея Полякова, который в режиме реальных экспедиций и виртуальных перемещений рассказывает о наиболее интересных и до сих пор неизученных и непонятых артефактах как Древнего мира, так и уникальных достижениях современной цивилизации. Лучший танцевальный телеканал API TV DANCE Телеканал уникальных экспедиций API TV POAN ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова Сила Живого Огня. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова "Золотая экспедиция" Андрея Полякова. Бронзовый век в Царицыно "Золотая экспедиция" Андрея Полякова. Балты, финны и вятичи в Царицыно Капище Перуна. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова Храм Огня Сварожича. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова "Золотая экспедиция" Андрея Полякова стартовала Андрей Поляков. Арарат. Ноев ковчег (По следам Ноя, 2003) | |
| |
Просмотров: 20117 | | |