menu
person

Игорь Таштандинов. Курганы в Хакасии появились 5 000 лет назад. «Цивилизации Сибири – 2022»

С учёным секретарём Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р.Кызласова Игорем Ивановичем Таштандиновым мы беседовали в весьма любопытном месте – Оглахты в Хакасии.

Здесь расположена гора Сорок зубьев, у вершины которой находится «Шаманский-камень», обнаруженный в 1978-м году. В долине располагается Поселок предков, где реконструированы жилища разных эпох, в том числе глубокой древности. Об этом «Перекрёстке Цивилизаций» и о других древних сооружениях - наша беседа.

- Игорь Иванович, каким образом древние культуры меняли друг друга в Минусинской котловине?

- Разные ситуации были. В эпоху бронзы, и чуть позже, когда шла постепенная инфильтрация культур, сюда проникали кочевники-индоевропейцы, которые смешивались с местным неолитическим населением. Что касается второй волны миграции индоевропейцев, то она была стремительной. Андроновцы с территории северного Казахстана шли сюда и очень быстро, у них было уже колесо, колесницы, телеги. Они зашли молниеносно,  их было немного, и они были воинственны. Поэтому, местные жители, защищаясь от них, стали строить здесь первые крепости. 

Другая волна миграции, другая культура, которая пришла сюда в конце второго тысячелетия, была не столь агрессивной, и представляла собой беженцев из Северного Китая, которые тоже постепенно стали вливаться сюда, ассимилируя коренное население.

Антропологический облик, а также генетические исследования говорят о том, что смешение было очень сильным. Например, потомки карасукцев из Китая – тагарцы.  Тагарская культура, которая существует уже в эпоху скифо-сибирского исторического единства, - европеоиды. Их предки - монголоиды, а они – европеоиды. Это говорит нам о том, что европеоидные гены сохранялись, несмотря на то, что в материальной культуре побеждает пришлое население, но облик сохраняется докарасукский. 

Активный контакт культур, где совершенно нет времени для какой-то адаптации, происходит,  с гунно-сарматского времени. Гунны завоёвывают эту территорию, присоединяя к своему государству, во втором веке до нашей эры, о чем говорят сохранившиеся гуннские крепости. Если смотреть территориально, то середина и южная часть Хакасии оказались завоёванными гуннами. Северная им не подчинялась, и по этой причине гунны поставили не мене пяти крепостей, которые закрывают Юг от Севера. В форпостах находились гуннские гарнизоны. 

А потом сюда заходят союзники гуннов – тюркоязычные племена северного Китая, которые постепенно вливаются в тагарскую культуру, происходит смешение. Из китайских письменных источников мы знаем о том, что гяньгуни – тюрки-пришельцы, или будущие енисейские кыргызы, заключают союз с динлинами – тагарцами и изгоняют гуннов из Хакасско-Минусинской котловины. Они создают таштыкскую культуру в первой половине первого тысячелетия нашей эры, то есть, культуру раннего средневековья, где формируются все основные элементы средневекового Древнехакасского государства.

Последующие события тоже говорят об эпохе войн и завоеваний. Сюда вторгаются древние тюрки, потом уйгуры, а в 9-ом веке – енисейские кыргызы сами выходят за пределы Саяно-Алтая и захватывают обширную территорию от Байкала до Иртыша.  Монголы в 1207-ом году завоёвывают территорию Южной Сибири и присоединяют хакасские княжества к Монгольскому государству. Более трехсот лет – с 14-го по 16-й века, длится тёмное время в истории Хакасии. Никаких письменных источников о том, как жила Хакасия в составе Монгольского государства, не сохранилось. А археологические данные говорят нам о том, что жизнь была не богатой - бедные погребения, скромные курганы с трупосожжениями, небольшие ямочки, сантиметров 30 глубиной, и такие же небольшие покрытия из камней. Никаких дорогих и ценных вещей здесь уже нет. 

Следующая, стремительная волна – это период освоения Сибири русскими в 17-м-начале 18-го века и присоединение Хакасии к России в 1707-м году.

- Существует стереотип, что бронзу выплавляли кочевники. Как они могли это делать, ведь бронза – сложный по составу сплав, в который входят медь и олово. И для занятий металлургией надо быть оседлыми. Считается, что бронзу начали отливать именно в этих местах. Насколько это верное суждение, с вашей точки зрения?

- Здесь бронзу плавили в разных местах. Но мы знаем, что центр металлургии – Передняя Азия, где появились первые изделия не только из бронзы, но и из меди, а также других металлов. Но из письменных источников известно, что во все времена Саяно-Алтай – это центр, который снабжал степную Азию металлом во все времена. Археологически это подтверждается находками огромного количества медеплавильных, железоплавильных печей. Не зря в Хакасии об эпохах бронзы и железа написаны две книги. Сейчас не только наши местные специалисты работают над проблематикой изучения металлургического производства, но и иностранцы приезжают. У нас несколько лет работают археологи из Японии, которые, не без основания, считают Саяно-Алтай и Хакасию кузницей всей Центральной Азии.

Медных месторождений здесь было много. Что касается олова, то оно было привозное. Откуда привозили? С Алтая или ещё откуда-то издалека, мы не знаем, но можем сказать, что торговые отношения, в третьем тысячелетии до нашей эры, уже существовали. Люди не сидели на месте, возили нефрит, олово. А кочевники, даже на такой небольшой степной части, тоже были. Сейчас в степях проживают хакасы-скотоводы, в подтаёжной зоне – хакасы-охотники. У каждого племени, можно сказать, есть своя спецификация. Кто-то занимается производством металла, кто-то меняет его на продукты животноводства и сельского хозяйства. Так и происходит круговорот, обмен товарами.

- Таким образом, мы можем предположить, что существовали небольшие металлургические центры и развитая торговля, которая и помогала осуществлять обмен изделиями, а больших городов не было?

- Города появляются в период гуннской эпохи. В 1 веке до нашей эры, мы можем это утверждать, был построен первый город  для гуннского наместника этой территории, китайца по происхождению Ли Лина. Буквально на окраине Абакана были обнаружены и развалины дворца, и остатки города, который существовал вокруг него. Гуннские крепости служили центрами торговых и городских отношений. Кроме того, в эпоху средневековья, городов было очень много. Города как центры средневековых государств и у тюрков, и у уйгуров, у монголов, и у древних хакасов были обязательно.  Вспомним Ак Дубалык – столицу уйгурского каганата.

Кроме того, монголы ввели в моду создание земледельческих городов-поселений, куда переселялись народы, занимающиеся сельским хозяйством. Мы знаем такие монгольские города в Туве, где жили китайцы, которые занимались земледелием, выращивали просо, ячмень, пшеницу, и поставляли это всё на территорию монголов.

- Можете рассказать о происхождении масок? Какая культура, откуда она пришла в Хакасию?

– Происхождение масок – это длительный процесс в истории, занимающий 100-200 лет. Это переходный этап от скифской, тагарской, к таштыкской культуре. Когда меняются парадигмы культуры, меняется мировоззрение. Новое население приходит, а старое еще остаётся, цепляясь за жизнь. В такие периоды происходит смешение обрядов в различных областях – в строительстве жилья, погребении. И, естественно, появляются эксперименты. Это эпоха, когда люди подвержены новизне, когда они легко что-то меняют в своих традициях.

Так, сюда приходит население, которое привносит новый обряд – сожжение умерших. Сначала это чистое трупосожжение. Но местное население хоронило своих усопших обрядом трупопоожения, а затем он усложнился – тело выдерживали до захоронения в особом месте один-два года,  чтобы плоть отстала. После этого делали специальные куклы и погребальные маски. Сначала на черепах, чтобы восстановить облик умершего человека, а скелет одевали в одежду умершего. И именно такую куклу хоронили. Но постепенно обряд трупосожжения стал побеждать, и скелет полностью сжигали, таким образом, оставался лишь пепел, который собирали в мешочек. Из одежды умершего делали такую же ростовую куклу, набивали её травой, в области груди зашивали этот мешочек с пеплом, делали макет головы, а затем создавали погребальную маску не на черепе, а отдельно, и клали на макет головы. Получалось подобие человека, и дальше хоронили эту куклу в склепе.

- Сколько в Хакасии курганов, к какой эпохе они относятся,  и какое место среди них занимает Салбыкский курган?

- Курганы – древние захоронения, занимают значительный объем среди археологических памятников Хакасии, Хакасско-Минусинской котловины. У нас их около 100 000,соотвественно, 99 % – это курганы. С 1953-го года идет паспортизация, государственный учёт археологических памятников. На данный момент паспортизировано 36 000, в среднем, примерно, 200-300 курганов за год проходят учет. Таким образом, нам нужно еще около 100 лет, чтобы полностью зафиксировать все наши археологические памятники.

Что касается времени появления курганов, то это было около 5 000 лет назад, в начале третьего тысячелетия, когда сюда, по евразийскому степному коридору с запада, приходят кочевники-скотоводы, индоевропейцы по внешнему облику. Они уже имели традицию создания курганов, которые представляли собой погребальную яму, внутри неё осуществлялось погребение. Сверху яма перекрывалась брёвнами и окружалась каменной стенкой из горизонтально уложенных плит, а затем делалась насыпь. Со временем каменная стенка и насыпь расползались, и на поверхности оказывался небольшой земляной курган. 

С появлением других культур – окуневской или андроновской, тоже меняется традиция погребального обряда. Появляются другие конструкции – каменные ящики, цисты, деревянные срубы, которые потихоньку трансформируются в целые склепы. И в ряду таких погребальных памятников курганы Салбыкской долины, где находятся большие царские захоронения, выделяются своими особыми гигантскими размерами. Обычные курганы – полметра, не больше метра высота сохранившейся насыпи. Мы видим вождевые курганы, где максимальная высота может доходить до 3-х метров. 

Но Большой Салбыкский курган, который до раскопок был 11, 5 метров, конечно, является гигантским. Появление таких курганов легко объяснимо. Это эпоха возникновения ранних кочевых государств, государств скифов Причерноморья и других кочевых народов. 

Не знаю, это закономерность какая-то цивилизационная, либо это мода - мода на государство. Есть и такие данные, что государства основывались одной определенной династии, скифской династии, возможно, это был царский род, который посылал вперёд войска, завоёвывал территорию, потом сажали там своих парней, которые должны были управлять территорией. Генетический анализ показывает, что эти властители, что на Алтае, что на территории Хакасии и Тувы – родственники между собой. Но что касается погребальной обрядовости, конструкции кардинально отличаются. Алтайские позарыкские курганы, аржанские в Туве, наш – Салбыкский – совершенно разные. Это говорит о том, что правители, создавшие государства, придерживались всё-таки исключительно местных традиций. И, наверно, завещали хоронить себя только по местным традициям. Это еще одна загадка, можно сказать.

Представьте себе такую ситуацию – умирает вождь, правитель, который объединил всех, до этого была междоусобица, племя воевало с другим племенем, род ходил с набегами на другой род. А здесь, в этой долине, мы можем жить спокойно, потому что это наша территория. Хотя могут быть какие-то набеги с той стороны реки, из-за той горки. Но когда вся эта территория объединяется в единое государство, под одним законом, под одним руководством единого правителя, уже нет беспокойства за свою судьбу, и люди живут спокойно и счастливо, радуются жизни, радуются тому, что наконец-то у них нет чувства постоянной опасности. Но вот умирает правитель. Это, представьте, как Сталин умер. Рушится вся картина мира, счастливого будущего. И люди все благодарные спешили принять участие в похоронах, внести свой вклад в создание кургана.

Я предполагаю, что собрались князья, старейшины и решали, как увековечить память нашего правителя – великого человека. Значит, нужно построить ему курган. Но при этом – самый большой курган, который только можно построить. И построили.

- Каковы основные версии по поводу построения Салбыкского кургана? Его основу составляют плиты весом 50-70 тонн, которые люди просто не в состоянии поднять…

- Почему не могут? Мы просто недооцениваем предков наших.  Мы не знаем технологии, а они, наверняка, были. Ничего сложного нет. Система рычагов, подвесок и перевозки. Вы думаете, нельзя построить огромную телегу? Можно, конечно. Запрячь в неё не 2-3 быка, а несколько десятков быков, которые плиту весом 30-40 тонн могут перевезти, затем ставится система креплений, крепежей, рычагов, при помощи которых плита легко поднимается и ставится, вспомните Архимеда.

- Но аналогов Салбыкскому кургану нет.

- Тагарский курган был создан позже. Есть курганы на сотни лет его моложе, а Салбыкский, тагарский, курган по конструкции такой же, как масса других рядовых курганов, но они небольшие, и ограда там 3х3, 4х4, а на Салбыкском – 70 метров. Но если приглядеться, то это точная такая же конструкция, конфигурация, только увеличиваются размеры в 10 и более раз. То есть представители тагарской культуры не особо придумывали, решили создать больше, решили создать гигантский курган. Какой смогли, такой и создали. Они рассчитали, они прекрасно знали свои возможности, размеры камней, которые они могут перевезти, они же не брали 100 тонные, а брали не более 40 тонн. Значит, был какой-то определённый план перевозки, физический предел для каменнотёсов на каменоломнях и для строителей курганов. То есть были определённые ограничения.

Андрей Поляков (фото и видео - автора)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Кавказская каменная баба – предтеча явления Салбыкского кургана. Экспедиция «Цивилизации Сибири – 2022»

Оглахты. «Шаман-камень» и Посёлок Предков. Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири – 2019»

О чём рассказывает «Шаман-камень»?

"Цивилизации Юга Сибири". 7 фильмов

Большой Салбыкский курган. Кто построил, зачем и когда? Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири – 2019»

Салбыкский курган. Больше вопросов, чем ответов

Ключ к тайне Салбыкского кургана. Фильм "Загадки древних курганов". Экспедиция Андрея Полякова

"Оглахты: По следам предков". Экспедиция Андрея Полякова

Оглахты. Экспедиция Андрея Полякова "Цивилизации Юга Сибири"

Категория: АП | Добавил: Bro (30.06.2022)
Просмотров: 5107 | Теги: Курганы, хакасия, Цивилизации Сибири 2022, Андрей Поляков, археология, экспедиция | Рейтинг: 5.0/314