Одежда наших предков не только защищала от холода, но и выполняла магическую функцию. Для усиления благотворного воздействия целительных сил Земли, ткани отбеливали белыми росами. Длинными летними ночами холсты расстилали на лугах, а к утру купали в росе. Рубашки, сшитые из таких материалов, передавали своему владельцу природную силу. А поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа, человек был окутан мощными защитными энергиями. Не случайно на Руси было столько могучих богатырей. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен. С рубахой связано множество поверий. Собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь. Рубаха являлась универсальной одеждой, и женщины, и мужчины, и дети носили длинные рубахи. У женщин рубаха могла выглядывать из-под сарафана или панёвы, и когда рубаха понизу была украшена богатым узором, это смотрелось очень красиво. У мужчин и детей рубахи украшались узором попроще. У детей рубаха была основным видом одежды. Маленькие мальчики и девочки носили их без штанов и сарафанов. Рукава в древнерусских рубахах были узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами. Во время ритуальных танцев, в обрядовых действах рукава распускались и служили орудием колдовства. Об этом повествует всем хорошо известная русская народная сказка о Царевне-лягушке. Приданое начинали готовить чуть ли не с рождения - существовала такая поговорка: "Дочку в колыбельку, а приданое - в коробейку". С 11 лет девочка вместе с мамой и бабушкой ткала холсты, вышивала рубахи и полотенца. В приданом у девушки среднего состояния было не менее 10 рубах. В сундуке богатой невесты помимо целого набора разнообразных рубах, хранились сарафаны из дорогих тканей. Праздничные сарафаны украшали дорогой тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Они надевались по большим праздникам, а их количество у невесты указывало на уровень благосостояния семьи. Так, в Новгородской губернии, девушки в соответствии с их богатством или бедностью составляли отдельные хороводы: самым богатым был хоровод "бархатниц", затем - хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной материи, завершал смотрины невест «ситцевый» хоровод. Женскую судьбу можно было «прочитать» по ее костюму. Узоры на ее платье говорили за нее: замужняя ли женщина, сколько у нее детей, какого она сословия. Так неграмотные женщины в своих орнаментах передавали из поколения в поколение такие знания. Показать окружающим свой живот, как принято в одежде современных девушек, означало – лишиться здоровья и женского счастья. Не случайно непременным атрибутом костюма был пояс-оберег. Словно мудрая и чуткая змея, он охранял своего хозяина или хозяйку, которые жили согласно принципу: «Живот – это жизнь». Светлана Мельникова (видео и фото - Андрей Поляков) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Русская Колыбель. «Золотое яблочко» Берестяные туеса - русское искусство каменного века. "Золотое яблочко" Бирюльки - формирование русского мышления. "Золотое яблочко" Русские Богини Судьбы. "Золотое яблочко" Светлана Мельникова. «Танцы. Русский стиль» в программе «Dance Non-Stop!» | |
| |
Просмотров: 2093 | | |