Многие старинные традиции изготовления и росписи деревянной посуды чудом сохранились до наших дней. Когда-то за перенесение секрета лаковой росписи с икон на бытовую посуду мастера жестоко преследовались церковью и навлекли на себя гнев московского государя. Дерево служило нашим предкам основным материалом для строительства домов и дворцов, крепостей и храмов, изготовления предметов крестьянского быта (дуг, саней и т. д.) и посуды. Из дерева делали обиходную посуду и утварь: корыта для теста, дежи, совки, бочки, жбаны, чаши, миски, солонцы, ложки и т. д. Делали из него и праздничную посуду: ставцы, резные блюда, ендовы, ковши для медов и квасов, братины и т. д. Особое распространение получила долбленая посуда: ложки, ковши, корыта, ступки, миски, корыта и блюда для рубки овощей и мяса. Столовая деревянная посуда отличалась более сложными формами и декоративным рисунком. Красивы и разнообразны деревянные долбленые ковши. Наиболее распространенными формами их являлись северные скобкари в форме уток, гусей, лебедей, с ручками в виде головок и хвостов птиц, Тверские ковши украшались головками лошадей, вологодские — фризом с изображением птиц, козьмодемьянские отличались высоко поднятой рукояткой в виде птицы или головы коня. Совершенно удивительными произведениями русского декоративного искусства являются резные деревянные солонцы. В деревянных сосудах соль не отмокала и оставалась рассыпчатой. Солонцам (теперь их называют солонками) часто придавались формы птиц или животных. Они снабжались крышками на деревянных штифтах, которые открывались, как на петлях, или вращались на оси. Не менее выразительными и удобными были резные блюда и доски для подачи хлеба, пирогов, пряников и других выпечных изделий. Однако наибольшим разнообразием форм отличались деревянные ложки. Форма их определялась назначением (разливальные ложки-черпаки, ложки для супа, маленькие ложки для соли и т. д.) и местными традициями. В Горьковской области, которая считалась одним из основных центров ложечного производства, делали ложки толстые (межеумки) и тонкие, баские (красивые) и полубаские, загибки и серебрушки, толстокрайки и уполовники. Черпачок у них делался обычно сферический, ручка — круглая или граненая с утолщением на конце (коковкой). Вятские ложки имеют яйцевидный черпачок и плоскую загнутую ручку и т. д. Делали ложки белые, крашеные, и реже с резным орнаментом на ручке. Если на предметах сервировки и утвари резьба носила чисто декоративный характер, то на пряничных досках — служебный, так как она выполняла роль штампа. Художник Ефимов писал: «Чтобы вышел пряник красивым да вкусным, — два мастера трудились — резчик по дереву и пекарь». Резные изделия подвергались различным видам обработки: шлифованию, морению (окраска древесины водорастворимыми красками), вощению, копчению, лакированию и т. д. Расписные деревянные изделия известны с глубокой древности, и их находят при раскопках древних городищ. Выделяются колоритом, техникой и особым характером росписи изделия Городца, Пинеги, Архангельска, Семенова (Горьковская область) и других центров народной декоративной живописи. Старинные традиции росписи деревянной посуды сохранились до наших дней. Прежде всего, это золотая хохлома, родиной которой считается г. Семенов Горьковской области. Во второй половине XVII в. бежавшие от преследования церкви мастера-иконописцы, поселившиеся в селе Хохломе, создали своеобразную и неповторимую по колориту лаковую роспись бытовой посуды. Они использовали секреты церковной живописи, чем не раз вызывали гнев патриархов и государей московских. Выточенные из дерева ложки, ковши и другая посуда грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (теперь — алюминия). На эту основу наносили краской затейливый растительный орнамент. Затем изделия покрывались лаком (на основе льняного масла) и закаливались в печах. При этом прозрачный лак приобретал янтарный оттенок, и через слой лака оловянная грунтовка выглядела золотой. Золото, черная и красная краски создают особый колорит, а затейливый рисунок с «Кудриной» — особое изящество хохломскоq росписи. Существуют две разновидности ее — верховая и фоновая. При верховой росписи на золотом фоне четко выделяете рисунок, нанесенный черной и красной красками — травка (веточки и кустики) или рисунок «под листок» (ветвь с листочками). При росписи под фон на красном, зеленом или черном фоне наносится золотой орнамент, знаменитая хохломская «Кудрина». Разнообразен ассортимент хохломской посуды: блюда, тарелки, ложки, кубки, ковши, братины, ополовники (половники), подносы, солонки, приборы для специй и даже целые сервизы, наборы для подачи медов, квасов, ухи, окрошки и т. д. Посуда эта не боится тепла, мыльных растворов и кислот. Не меньшей известностью пользуются полхово-майданские расписные короба, солонки, ступки и другая посуда (с. Полховский Майдан). Они привлекают яркой росписью по белому или цветному фону. Славятся и «обвинская роза» (роспись Прикамья), городецкая и уральская роспись (Туринск). Николай Ковалёв, Из книги «Рассказы о русской кухне» ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Только ангелы с неба не просят хлеба! Мать-Сыра-Земля. Исконная магия русских людей | |
| |
Просмотров: 13625 | | |