Иногда вода приобретает целебные свойства только в некоторые известные дни. Таков день Ивана-купалы: от купанья в этот день проходит, будто бы, решительно всякая болезнь, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах обычай такого купанья настолько распространен, что существует даже убеждение: кто в Иван-купалу не станет купаться, тот колдун. Смелый обычай крещенского купанья ради «здоровья», в проруби, после освящения воды, общераспространен и общеизвестен. Более редко целебные свойства воды связываются с Великим или Чистым четвергом. Некоторые орловцы в этот день, чтобы избавиться от чесотки, три раза окунаются в реке, до свету, без свидетелей, и приговаривают: «Чистый четверг, очисти мое тело от болезни, а ты, быстрая речка, неси мою болезнь в синее море». У вологжан, «чтобы не взяла какая-нибудь болезнь», существует обычай умываться в этот день водой, в которую была опущена серебряная монета, а у некоторых костромичей, при той или другой болезни, умываться прямо из лужи. Во всех этих случаях совершенно отсутствует представление о воде, как элементе физическом, и выступают лишь воззрения всецело суеверного и отчасти религиозного характера. Многое заставляет думать, что эти суеверия, относящиеся к воде, столь многочисленные и в наше время, представляют из себя не что иное, как остаток когда-то распространенного культа почитания и поклонения воде. И теперь еще в некоторых местах вода считается самой чистейшей стихией, с ней связывается представление, как об очищающей и целительной силе и считается грехом извергать в нее мочу или кал. Какого бы ни были происхождения эти взгляды, они неизмеримо выше теперешнего отношения к воде, и, по сравнению с последним, представляют своего рода санитарный идеал. Интересен обычай, сохранившийся в некоторых местах Тверской и Ярославской губерний, испрашивать «прощение» у воды. Больной или, вместо него, знахарь приходит на место, где, по мнению больного, была оскорблена вода, пускает в нее кусок хлеба и с первым поклоном говорит: «На море, на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришел он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повинною (при этом делается второй поклон). Прости меня, матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил». Потом дважды, отступая по одному шагу назад, повторяет тот же поклон и с тою же присказкой. Необходимым условием при этом считается, чтобы испрашивающий прощение, идя к воде и обратно, не говорил ни с кем ни слова, не оборачивался назад и отправлялся в путь, не крестясь. Из книги Гавриила Ивановича Попова «Народно-бытовая медицина» ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: | |
| |
Просмотров: 2540 | | |