Другая стихия древних — вода, в самых разнообразных ее видах, находит обширное применение, главным образом, как врачебное средство при многих, уже развившихся заболеваниях. Большими целительными свойствами обладает дождевая вода. Она оказывает хорошее действие при головной боли, при глазных болезнях и при бородавках, причем особенно полезными считаются капельки первого дождя, оставшиеся на огороде. По убеждению некоторых, собранная дождевая вода, употребляемая в виде обмываний, в состоянии предотвратить даже беременность. Вообще, умывание во время первой весенней грозы оказывает прекрасное действие: умывшийся в течение года не будет хворать никакой болезнью. Иногда способ применения дождевой воды носит несколько сложный характер и комбинируется с другими средствами. В Городищенскомм уезде (Пензенская губерния) страдающие куриной слепотой ходят на утренней зоре умываться весенними дождями и, затем, нагнувшись над дегтярною кадкою, произносят следующие слова: «Деготь, деготь, возьми от меня куриную слепоту, а мне дай светлые глазушки». Столь же целебной при глазных болезнях считается и роса. Больной глазами идет утром на луг, собирает с травы росу и этой росой промывает глаза, причем всего лучше действует роса, собранная до восхода солнца или при восходе, на Иванов день. В Варнавинском уезде (Костромская губерния), в ночь на Ивана-купалу, смачивают росой скатерть, воду выжимают в бутылку и мажут этой водой глаза. В Пошехонском уезде (Ярославская губерния) больной «ломотой» должен шесть раз сходить на луг, в утренние зори, и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваясь и приговаривая: «Зорька, зорька, росистая, возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье, от века и до века». В Череповецком уезде (Новгородская губерния), при хронических сыпях, умываются и обтираются утренней росой на улице, приговаривая: «Если с ветру пришла, иди на ветер, а с людей пристала - иди на людей». Маленьких детей при этом, как бы путая болезнь, секут прутом по ягодицам. Лечение градом и снегом Такими же целебными свойствами, как дождевая вода и роса, обладает град, а иногда и снег. Град — хорошее средство от зубной боли. Его можно есть или,оттаяв, употреблять в виде полосканья. Воду, полученную от таяния града, применяют и при глазных болезнях. Снег «полют» на Крещенье, ссыпают в бутылки и полученную таким образом воду употребляют от всяких болезней. Лечебные свойства речной и колодезной воды Речная и колодезная вода также приобретает в некоторых случаях целительные свойства. В Череповецком уезде (Новгородская губерния) очень полезной при куриной слепоте считается вода, взятая с того места, где река берет свое начало. В Елатомском уезде (Тамбовская губерния) признается целительной вода тех мест, где она не мерзнет по зимам, а в Сольвычегодском, при испуге и головной боли — вода, взятая из трех колодцев или трех прорубей зимой, зачерпывается в полдень или полночь. Принимать несколько ложек воды прямо из реки, натощак, начиная в первый раз с одной, признается хорошим средством при многих болезнях (Городищенский уезд Пензенская губерния). Особенно целебное значение приобретает вода при укушении змеи. Змея, укусив человека, ползет сейчас же к воде. Если укушенный успеет напиться воды раньше, чем змея, то вполне гарантирован от последствий укушения. Но особенно целебными свойствами наделяется ключевая и родниковая вода. В некоторых местах она пользуется таким почетом, что считается святой и иногда почитается наравне с крещенской. «Святые ключи» существуют в очень многих местностях. По преданию, некоторые из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся где-нибудь в леску, окружены елями и соснами, а иногда обсажены кустиками вербы. На ветвях деревьев, вблизи них, можно нередко заметить навешанные тряпочки и ленточки, пояски и крестики, а на дне ключа мелкие серебряные монеты: это — дань от больных ключу за его целительную силу. Некоторые из этих ключей обладают удивительными свойствами. Таков, например, ключ вблизи Лозско-Азатского озера (Белозерский уезд Новгородская губерния). После окачивания водой из этого ключа, больной или скоро выздоравливает, или также скоро умирает. Пользование водой из этого необыкновенного ключа обставляется соблюдением известного рода условий. «Когда идешь на ключ за водой, — советует одна старуха-крестьянка, — не надо ни с кем говорить. Кто навстречу попадет, ни¬чего не надо спрашивать и не сказывать. Сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны и задумаешь: на живое или на мертвое? Как на живое — водыча стоит, как стеклышко, светлая; как на мертвое — ключи забьют, завыскакивают оттуда с песком. Когда черпают воду, говорят: «Чаръ водяной, чаръ земляной, чарица водяная, чарица земляная, дай мне водычи на доброе здоровье», и зачерпывают воды в ведероко. Большой славой и известностью пользуется и «живой» родник, недалеко от города Троицка (Пензенская губерния). О происхождении его существует такая легенда. Одной богомолке во сне три раза являлась Божия Матерь и велела в указанном месте рыть землю и отыскать там ее икону. Но богомолка долго не исполняла приказания, пока не захворала. Во время болезни ей опять было видение, чтобы она всенародно покаялась и, после того, как выздоровеет, исполнила возложенное на нее поручение. Богомолка так и сделала. Выздоровев, она отправилась в указанное место и начала рыть. Рыть же надо было только в полдень и полночь. Рыла она одна три недели и, наконец, нашла образ Божией Матери, который и стоит теперь в часовенке около родника. Приходящие зажигают свечу перед иконой, молятся и купаются, а также пьют и берут воду с собою. Иногда, более усердные обмазываются илом со дна этого родника и лежат в грязи часа полтора — два, смывая эту грязь потом родниковой же водой". Подобным же почитанием пользуется вода многих «святых колодцев» и целебных озер. Из книги Гавриила Ивановича Попова «Народно-бытовая медицина» Фото и видео - Андрей Поляков ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Живая и мёртвая вода. "Золотое яблочко" | |
| |
Просмотров: 3613 | | |