Сегодня повсюду кипит ночная жизнь. Большие города соперничают за лучшую ночную иллюминацию, и никто всерьёз не задумывается, что будет, если вдруг, по какой-то причине электрическое освещение исчезнет? Наши предки жили по закону птиц – ложились после захода Солнца и вставали на заре. В долгие зимние вечера, когда женщины «творили» пряжу, ткали, шили и вышивали, темноту рассеивали с помощью деревянной лучины. В старину светец жил в каждой крестьянской избе. Один светец освещал избу так, как будто бы одновременно горели две-три свечи. В больших домах при необходимости ставили несколько светцов. В специальный держатель на длинной ножке (прообраз современного торшера) вставляли лучину, тонким концом вниз и поджигали снизу, чтобы огонь постепенно поднимался, давая ровный свет. Лучины делали из берёзы, они хорошо горели, не трещали, меньше чадили и давали больше света, чем щепки из других пород дерева. Под светцом, у основания древнего «торшера» обязательно ставили корыто с водой, чтобы внезапная искра не устроила пожара. Тушили лучину специальным колпаком. За светцом присматривал один из членов семьи. Если кому-нибудь нужно было выйти на темную улицу, зажигали факел или фонарь. В городах же искали новые методы освещения тёмных улиц. В 1730 году императрица Анна Иоановна выпустила Указ, в котором повелела « на Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах, и в Немецкой слободе по большим улицам, для зимних ночей, сделать из Полицеймейстерской Канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен, все в одну меру линейно, такие какие от той Канцелярии образцовые фонари объявлены, и ценою стали каждый по рублю». Горели первые московские фонари до 12 часов ночи, каждый давал света в две свечи. В лунные звездные ночи фонари не зажигали – экономили масло. Москвичи шутили: «Не надейся на фонари, лучше на звёзды посмотри!» и в ночную дорогу, по-прежнему, брали с собой переносные фонари и факелы. Несмотря на это, масляные фонари прочно вошли в столичный русский быт и прослужили москвичам более 130 лет. Для дополнительного освещения мостовых использовали плошки с салом. Их ставили по краям тротуаров и зажигали фитиль. Хотя сальные плошки давали больше вони, чем света, они всё же помогали запоздалым прохожим не свалиться в грязь. Во время больших празднеств или по прибытии в Москву важных персон, ночные московские улицы оживали. На правительственных и частных зданиях устраивались иллюминации, состоящие из разноцветных шкаликов (стаканчиков), крепившихся к деревянным каркасам. Шкалики заполняли маслом и поджигали фитиль. Для обслуживания шкаликовых иллюминаций требовалось множество исполнителей и немалые средства. Так в 1856 году 27 000 шкаликов, установленных на Сухаревой башне, зажигали 549 рабочих, и было затрачено около 5000 рублей из городской казны. Профессия фонарщика была непростой. Ежедневно один фонарщик зажигал и тушил до 50 фонарей. Помимо физической выносливости, он должен был обладать моральной устойчивостью, ведь наряду с конопляным маслом фонари заправляли смесью из спирта и скипидара. В целях антиалкогольной борьбы в среде фонарщиков все лампы были пронумерованы и закрывались на специальные замочки. Но все же, московские власти подозревали служителей фонарей в нечистоплотности и совершали, как и сейчас, объезды с внезапными проверками. В специальной карете был установлен эталон света, по которому сравнивали необходимые стандарты, такие как высота фитиля и уровень масла. Так как эталонная карета появлялась внезапно, москвичи принимали ее за выезд чудотворной иконы с горящей перед ней лампадой. Люди с благоговением бросались перед каретой на колени, а умудрённые опытом фонарщики бежали наводить порядок в своем хозяйстве. Светлана Мельникова, Андрей Поляков ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Русские заговоры. «Золотое яблочко» Магия русской народной одежды. "Золотое яблочко" Русская Колыбель. «Золотое яблочко» Бирюльки - формирование русского мышления. "Золотое яблочко" Светлана Мельникова. «Танцы. Русский стиль» в программе «Dance Non-Stop!» | |
| |
Просмотров: 2066 | | |