menu
person

Магия русской народной одежды. "Золотое яблочко"

Одежда наших предков не только  защищала от холода, но и выполняла магическую функцию. Для усиления благотворного воздействия целительных сил Земли, ткани отбеливали белыми росами.

Длинными  летними ночами холсты расстилали на лугах, а к утру купали в росе. Рубашки,  сшитые из таких материалов, передавали своему владельцу природную силу. А поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа, человек был окутан мощными  защитными энергиями. Не случайно на Руси было столько могучих богатырей.

Рубаху наши предки носили с незапамятных времен. С рубахой связано множество поверий. Собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь. 

Рубаха  являлась  универсальной  одеждой, и женщины, и мужчины, и дети носили длинные   рубахи. У женщин рубаха могла выглядывать из-под сарафана или  панёвы, и когда рубаха понизу была украшена богатым узором, это смотрелось очень красиво. У мужчин и детей рубахи украшались узором попроще. 

У детей рубаха была основным видом одежды. Маленькие мальчики и девочки носили их  без штанов и сарафанов. 

Рукава в древнерусских рубахах были узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами. Во время ритуальных танцев, в обрядовых действах рукава распускались и служили орудием колдовства. Об этом повествует всем хорошо известная русская народная сказка о Царевне-лягушке.

Приданое начинали готовить чуть ли не с рождения - существовала такая поговорка: "Дочку в колыбельку, а  приданое - в коробейку". С 11 лет девочка вместе с мамой и бабушкой ткала холсты, вышивала рубахи и полотенца.

В приданом у девушки среднего состояния  было не менее  10  рубах. В сундуке богатой невесты помимо целого набора разнообразных рубах, хранились сарафаны из дорогих тканей. Праздничные сарафаны  украшали дорогой тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Они  надевались по большим праздникам, а их количество у невесты указывало на уровень благосостояния семьи.

Так, в Новгородской губернии,  девушки в соответствии с их богатством или бедностью составляли отдельные хороводы: самым  богатым был хоровод "бархатниц", затем - хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной материи, завершал смотрины невест «ситцевый» хоровод.
 Наши предки боялись потерять связь с матерью Землей. Поэтому одежда, особенно женская была длинной. А чтобы сохранить свою силу и энергию, подол украшали защитной вышивкой. Также защищали с помощью узоров-оберегов рукава и горловину одежды.  Помимо защитных свойств, вышивка костюма могла все рассказать о своей хозяйке.

Женскую судьбу можно было «прочитать» по ее костюму. Узоры на ее платье говорили за нее:   замужняя ли женщина, сколько у нее детей, какого она сословия.  Так неграмотные женщины  в своих  орнаментах  передавали из поколения в поколение такие знания.

Показать окружающим свой живот, как принято в одежде современных девушек, означало – лишиться здоровья и женского счастья.  Не случайно непременным атрибутом костюма был пояс-оберег. Словно мудрая и чуткая змея, он охранял своего хозяина или хозяйку, которые жили согласно  принципу:  «Живот – это жизнь». 

Светлана Мельникова (видео и фото - Андрей Поляков)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Русская Колыбель. «Золотое яблочко»

Берестяные туеса - русское искусство каменного века. "Золотое яблочко"

Бирюльки - формирование русского мышления. "Золотое яблочко"

Русские Богини Судьбы. "Золотое яблочко"

Светлана Мельникова. «Танцы. Русский стиль» в программе «Dance Non-Stop!»

Категория: Vox Spiritus | Добавил: Bro (12.03.2021)
Просмотров: 1998 | Теги: оберег, Русские традиции, народная одежда, Амулет, русская одежда | Рейтинг: 5.0/90