Максим Завьялов, окончив институт и отслужив два года в армии офицером, в 1998-ом году решил неожиданно поменять свою судьбу. Перебравшись в отдаленное таежное село Молиновка, где исстари проживают староверы, он рискнул стать мастером бондарного искусства. Позже он переехал в более просторное село Таяты, также основанное во времена раскола ревнителями старой веры, построил новый дом и возвел мастерскую, которая прославилась своими кадками, купелями, лугунками не только в двух соседних селах, но и далеко за их пределами. - Приехал сюда из города. Окончил институт, два года прослужил в армии офицером. Но у меня было желание жить в деревне, в природе, и уметь все, что должен уметь мужчина. Оказалось, что у нас в Таятах был бондарь. Начал брать у него уроки, мне понравилось, и я решил связать свою жизнь с этим делом. - Становление мастерства начиналось с нуля. Сначала бондарь рассказывал и показывал, какие необходимы инструменты и как происходит процесс. Со временем приобретал все необходимое, нарабатывались навыки. - На данный момент я не знаю о существовании бондарей в Каратузском районе. В Курагинском районе мастера есть, но их очень мало и они делают эксклюзивные вещи, которые для простых людей недоступны. Поэтому для себя я поставил задачу, чтобы у любого желающего были необходимые бондарные изделия. Не выходя из деревни, ко мне постоянно идут заказы на протяжении пяти лет. Люди берут кадки под воду, под засолку. Востребованность оказалась большая. - На первый взгляд кажется, что изделия из пластмассы более экономичны и выгодны. Но, видимо, люди привыкли, что их родители и дедушки с бабушками засаливали огурцы в деревянных бочках. И поэтому они убеждены, что засолка должна быть в бочках, вода в избе тоже должна быть в бочке. Очевидно, таков менталитет. - Дерево несет положительную информацию. Оно полезно, целебно. И те люди, которые живут в этой староверческой деревне, признают только натуральные продукты, для них это приоритет. - Мне видится процесс следующим образом. Настоящие, классические староверы ушли в более глухие места, предпочитая оставаться отшельниками, а осевшие здесь люди склонны больше к современным техническим новшествам. Соответственно то, что делали наши деды, постепенно утратилось. И мне захотелось занять одну из освободившихся ниш. - Для меня самого это необычное таинство. Я хотел в первую очередь делать то, что нужно людям. И когда они просят меня сделать кадушку или лугунец, я просто беру и делаю. - Приехав сюда в 1998-ом году, я заметил следующее – люди здесь очень добрые, открытые. Я попал в родную обстановку. А на данный момент ситуация стала еще лучше. Те люди, которые все-таки как-то негативно проявлялись, куда-то исчезли по тем или иным причинам из деревни. И атмосфера стала еще более теплой. Мне кажется те традиции, которых придерживаются люди старовеческой традиции, играют в этом очень большую роль. - Я понял, что для того чтобы заниматься своим любимым делом, необходимо проявлять большое усилие и даже сверхусилие. И именно на этом сверхусилии и происходят какие-то подвижки. Мне понадобилось десять лет, чтобы мастерская заработала и изделия появились в том объеме, чтобы перекрывать нужды людей. Работать приходится ночью, потому что днем не всегда успеваю. Но я поставил бондарное мастерство целью моей жизни. И поэтому могу отвлечься от работы только на крайне необходимые дела – стройку, огород, покос, все остальное время я стараюсь проводить в мастерской. - Мне удается перекрывать нужды семьи в основное время суток, и я работаю в мастерской за счет своего сна. Но жене требуется порой и определенное смирение, так как я пытаюсь и днем иногда вырваться в мастерскую, не успевая что-то по дому. - Я начинал все с азов, всё вручную. Но на данный момент выжить в сложившейся экономической ситуации просто становится нереально, поэтому пришлось организовать производство, где обязательно должен быть коллектив, нужна определенная техническая база, только благодаря этому выживаемость бондарного производства становится возможной. Сейчас делать произведения искусства не удается, но мне доставляет удовольствие создавать добротные и качественные изделия для широкого потребления. - Реализация приходит спонтанно. Каким-то образом люди, купившие изделия, рассказывают своим знакомым. Так и тянется по цепочке народная молва. - Работа, которую ты делаешь, должна нравиться. И именно эту радость и удовлетворение, которое я испытываю при работе, это состояние, когда не замечаешь времени, видимо и вкладывается в изделие. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: | |
| |
Просмотров: 13522 | | |