Ивана Игнатьевича Кендзапа, жители села Верхний Суэтук знают больше под именем Ян.
Он стал первым ребенком от смешанного брака в селе, которое исторически соблюдало чистоту эстонских корней. На свет он появился с трудом, еле выжил, по этой причине был дважды крещен. Возможно, именно это двойное крещение и сила духа помогала Яну выживать в суровые советские годы, храня в сердце лютеранскую веру своих предков. Недавно в кирху, которая была возведена ссыльными финнами еще в 1888-м году, был назначен пастор. До этого времени верующие молились по домам и читали книги, чудом сохранившиеся с 19-го века. Ян во времена безбожья старался поддерживать и организовывать братьев и сестер по вере.
Ян, какие у вас корни, русские или эстонские?
- 50 на 50. Мать эстонка, отец русский. В 1947 году мать была первой женщиной, которая вышла замуж за русского в этой деревне. Раньше здесь было табу на смешанные браки. Это была закрытая деревня, где не женились на русских и не выходили замуж за русских. У нас проживало не больше четырех народностей.
Каких именно?
- Первые были финны, которые основали деревню в 1850-м году. В 1860-1861 годах, после войны, сюда пришло семь этапов только с Эстонии. Всего 932 человека. А в Верхнюю Буланку и Нижнюю Буланку – 1912 человек.
Среди фамилий жителей Верхнего Суэтука встречаются и немецкие.
- Эстония долгое время была под немцами. Первые, кто здесь поселился, были выходцами из-под Тарту. Самый первый житель был из Дерпта. Город этот построил еще Иван Третий, а при Иване Четвертом город назвался Юрьев. Когда русские ушли из него, он был переименован в Дерпт.
Вы сказали, что деревню основали финны. Они долго здесь жили?
- Финны жили с 1850-го года, к 1888-м году они построили кирху, которую заложили еще в 1885-м году. До этого они поставили в деревне школу. Первые люди жили в деревне в землянках. Мать моя 1927-года рождения, помнит еще эти землянки. Дома пятистенки строили из леса, который рос непосредственно здесь. Самый первый дом уже снесли, а на въезде еще остался деревянный дом, построенный вторым по счету. Бревна сохранились в прекрасном состоянии, также как и бревна в церкви, несмотря на пожар.
В 2003 году церковь заработала вновь. Кто помог ее восстановить?
- По интернету связались с американцами-лютеранами. В 2003-м году из Америки приехали волонтеры, и за четыре дня восстановили крышу на свои деньги и своими руками. Освящал церковь пастор Григорий Марченко.
В советские годы в здании кирхи что находилось?
- До 1932-года это еще была работающая церковь. После этого ее превратили в зерносклад, а затем в молодежный клуб, просуществовавший до 2003-го года.
Попытки восстановить храм до этого времени предпринимались?
- Приезжали эстонцы, но у них не было средств. Помогали представители церкви Ингрии, у нас с ними очень маленькие разногласия.
А как саму веру удалось сохранить? Где и как молились? Откуда брали книги на эстонском языке?
- Книги сохранились еще с 19-го века, они и до сего дня ещё служат. У нас все дети крещенные. Я вообще два раза крещенный, так как думали, что я не выживу.
В 1932-ом году, когда сбросили с церкви колокол, а священнослужителей увезли и расстреляли. Но наши бабушки продолжали сохранять веру, они крестили, отпевали. Общих молитв я не помню, а я родился в 1947-м году. Своих детей из Эстонии я привозил сюда крестить. Здесь нет ни одного похороненного без Божьего слова.
А кто проводил обряды?
- Бабушки передавали из поколения в поколение, учились друг у друга. Писание, которое сохранилось у современных бабушек, было привезено в 19-м веке. Есть существенная разница между старинным писанием и тем, которое есть у меня сейчас. Тексты почти одни и те же, а понимание другое, более современное.
Сейчас молодежь тянется к вере? Или все начинается и заканчивается крещением?
- Бывает и так. Молодежи осталось мало. Не сравнить с 2000-м годом. С того времени много уехало отсюда. А кто остался все-таки ходят в церковь.
Вы храните песни, предания эстонские?
- Песни есть, конечно. Но уже почти бабушек не осталось, которые пели. В церковном хоре было до 30-и бабушек, а сейчас остались одна бабушка и один дедушка. Уже отпевать даже почти некому. Но что делать? Главное, чтобы с Божьим словом.
Эстонцы продолжают сейчас уезжать на родину предков? Возвращается ли кто-то сюда?
- Обратно никто не приезжает. В Эстонию уезжали в 1975-м году, я сам уехал в 1973-м году. Не от хорошей жизни. Все наши республики жили лучше, чем мы здесь. Я учился в Минусинске, закончил техникум. Нам летом кушать было нечего, мы кроме редиски и копченого сыра ничего не видели в магазине около техникума. А в той же Эстонии в 1973-м году в сельском магазине было три сорта мяса, не говоря уже о всякой рыбе и об одежде. Мои родители ездили туда за ситцем. А с собой брали огромный список вещей, чтобы привезти сюда. Галоши скупали корзинами и посылали. Из-за этого и начали уезжать.
Почему именно в 1975-м году движение началось?
- Приезжали из Эстонии вербовать на работу. Деревня к тому времени у нас очень разрослась. О последних годах я говорить не хочу.
Почему?
- Наше правительство убивает деревню. У нас много пустых домов. Сыновья приезжают к своим родителям и не могут прописаться. Если выписался, то уже не может обратно прописаться. А разве мало уезжали на Север работать, через год-два возвращается с деньгами и не могут прописаться. Тут все мы на птичьих правах.
Но хоть какой-то оптимизм у вас есть?
- Ну, конечно, оптимизм сохраняется. Вот человек строит дом на свой страх и риск, у него дети. А завтра могут прийти и дать ему пинком в определенное место, так как непросто оформить землю в собственность. Но люди заселяются, движутся. Вы знаете, что у нас солярка золотая. Мне уже 64 года, а техника на два года старше меня. Но работаем, живем!
К вам сейчас приехал новый пастор. Вы с ним какие-то надежды связываете?
- Все, что новое нам не чуждо. Тем более, священника давно ждали. Я почти три года проработал в церкви старостой. Храм работает до сих пор.
В прошлом году исполнилось 160 лет со дня основания нашей деревни. Сейчас мы уже не считаемся, кто какой национальности. Мы все варимся в одной каше. Войны делают политики, а простому народу, который создал Господь, что надо? Три раза покушать, вырастить детей, накормить их и одеть. Всё. И нам делить с вами нечего.