Как известно, мы живем в «будущем» наших родителей и строим будущее наших детей. Каким мы хотим его видеть? Так ли представляли наши предки город будущего? Какие идеи реализовывались, а какие нет и почему? Поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря идеям ярчайших личностей — «творцов» и помечтать о будущем предлагают в Музее Москвы. Здесь — в год 30-летия Москомархитектуры и Год архитектуры и градостроительства в странах СНГ — открывается выставка, которая познакомит зрителей со знаковыми идеями и объектами Москвы, покажет, как сейчас устроено взаимодействие между участниками градостроительного процесса, а также обозначит влияние эпохи и конкретных людей на облик и структуру города. Сочетая профессиональный язык и популярное изложение, экспозиция показывает развитие архитектуры и градостроительства Москвы. «Это выставка о том, как сложилась знакомая нам ткань города, как она могла бы измениться, если бы реализовались головокружительные фантазии градостроителей, как и чьими руками она меняется прямо сейчас и как мы, горожане, можем в этом участвовать. Составные части выставки формируют объемную картину проектирования будущего», — говорит куратор проекта Дмитрий Ликин. Зрители также увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря, посвященных развитию дорог, социальной и культурной инфраструктуры, зелени и парков, а также явлениям, которые влияли на развитие города (перенос столицы, обводнение, пожары, юбилеи, олимпиада-80 и др.). Для экспозиции Музей Москвы предоставил более 200 объектов — архивные фотографии, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX-XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. Часть из них была использована в мультимедийных роликах, а часть представлена на экспозиции. На выставке можно увидеть серию открыток «Москва будущего» 1914 года, фотографии Бориса Томбака, Александра Капустянского, Эммануила Евзерихина и других известных художников и корреспондентов, а также книги из собрания краеведа и историка Петра Васильевича Сытина. Особое внимание зрителей привлекут сенсорные столы с интерактивными играми. Посетителям будет предложено построить свой идеальный город, подобрать подходящие объект на застроенный участок игрового поля, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры. «Москва: проектирование будущего» — визионерский проект, над которым трудилась команда профессионалов: Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, главный художник «Первого канала» Дмитрий Ликин, а также специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы, Центринформ и бюро Planet9. «Если говорить об архитектуре, то я не верю ни в какой «большой стиль», которому мы должны следовать, — говорит Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Москва город очень эклектичный. С точки зрения истории каждый стиль современен, будь то белокаменные храмы или сталинский ампир. Каждый слой создавался лучшими представителями своего времени, и зачастую это были иностранные зодчие. Сегодня мы также не должны уклоняться от интернациональной повестки, от глобализации. Не надо бояться приглашать зарубежных архитекторов и проводить международные конкурсы, находиться в поиске новых форм и способов выражения. Сама идея выбрать один стиль и законсервировать в нем Москву является большой ошибкой. Модерн, авангард, классицизм, барокко — все они были релевантны своему времени. Важно чувствовать развитие, преемственность. Мы работаем в городе, который до нас строился очень долго, и после нас будет строиться очень долго. И наша задача — свою часть сделать максимально качественно. Тогда город будущего будет также прекрасен, как Москва, которую мы получили в наследство». «Выставка дает ответ на вопрос: что такое город в современном понимании, — говорит директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук. — Для того, чтобы сегодня увидеть образ будущего города, необходимо задать себе вопрос: что такое современная Москва? Это город для москвичей? Город для машин? Город возможностей? В свое время Генплан 1935 года был инструкцией по воплощению в жизнь идеи идеального города с целью его превращения в столицу мирового пролетариата. И эта идея была вполне жизнеспособной благодаря плановой экономике. Сейчас ситуация другая. Россия не изолирована от остального мира и сильно зависит от глобальных трендов: меняется ситуация в мире — меняется ситуация в стране. Кроме того, включается еще один компонент — жители, горожане, ради которых и ведутся все работы по созданию комфортной городской среды. Сейчас главная ценность — это человеческий капитал». В разделе экспозиции, посвященной «творцам» Москвы — можно будет познакомиться с людьми, которые создали облик современного города. «Они не просто заглянули в будущее Москвы, но и день за днем создавали его: планировали, проектировали, строили город своей мечты. Им оказалось под силу воплотить в жизнь самые смелые планы, придав хрупким образам правильные формы, — говорит Юлиана Княжевская, Председатель Комитета по Архитектуре города Москвы. — Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Среди них — Владимир Семёнов и Сергей Чернышёв, разработчики документа своего времени — Генерального плана Москвы 1935 года. Дмитрий Чечулин —идеолог монументальных архитектурных произведений —знаменитых высоток, определивших облик послевоенной столицы. Александр Власов, благодаря которому в Москве появился «советский Колизей» — Лужники. Иосиф Ловейко, чье творчество ознаменовало начало массового жилищного строительства, под руководством и при участии которого были созданы многие жилые массивы. Михаил Посохин, руководивший разработкой «оттепельного» Генплана 1971 года. Глеб Макаревич и Леонид Вавакин, чья деятельность пришлась на слом эпох. Александр Кузьмин, руководитель авторского коллектива двух постсоветских планов Москвы 1999 и 2010 годов, а также автор и соавтор более 70 крупных московских проектов, в числе которых реставрация Старого Гостиного двора, восстановление Манежа, проект планировки парка Царицыно, комплекса административных зданий Москва-Сити». «Выставка рассказывает про московское градостроительство во всех аспектах. Утопия — неотъемлемая часть проектирования и разговора о городе, — говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. — Архитекторам и градостроителям всегда было свойственно стремиться к идеальному и недостижимому городу. Однако в каждый период времени в основе образа города будущего лежали разные идеи. Выставка в Музее Москвы расскажет самой широкой аудитории о том, как менялись подходы к городу на протяжении последних ста лет, и покажет, как инновационные идеи с ходом времени воплощались в городской среде». ДМИТРИЙ ЛИКИН Мы живем в будущем наших родителей и проектируем будущее наших детей. Проектирование будущего — это сложный набор теоретических компетенций и практических умений. Город, особенно столичный, это сложный организм, складывающийся под взаимным воздействием различных объективных факторов, внезапных событий и судеб конкретных людей, в этих обстоятельствах живущих. У города бывают разные модели развития. Эти модели обслуживают глобальную и политическую повестку (например, пресловутые «хрущобы» — реализация запроса на социальную справедливость) и реагируют на развитие технологий. Модель организации постиндустриального сетевого города неизбежно будет отличаться от привычного уклада индустриальной модели, и это не прихоть текущей городской администрации, а следование объективным и очевидным (по крайней мере для профессионалов) тенденциям. Urbi et orbi — «городу и миру». Мечта об идеальном устройстве того и другого воплощалась в генеральном плане развития города. Это романтический по своей сути документ, смесь идеологии и архитектуры, инструмент политики, выраженной через градоустройство. Генплан является предельным воплощением модернистской парадигмы, предполагающей веру в прогресс, в возможность рационального преобразования мира, в безграничные силы человека. В этом качестве генплан — «уходящая натура», примета века XX. В наступившем сейчас новом многомерном времени с его бесконечными возможностями и непрогнозируемыми шансами на их реализацию он занимает почетное место в истории титанических проектов недавнего прошлого, вместе с планами освоения космоса или поворота сибирских рек. Выставка предлагает небанальную оптику истории Города, ожидаемый хронологический нарратив заменен историей «сущностей»: историей Земли, историей Дорог, историей Воды и Зелени, историей Города как центра религиозной и светской жизни. Проект фокусируется на фигурах не столько знаковых, сколько значимых; посетители не встретят многих иконических персонажей отечественной архитектуры, но узнают о малоизвестных творцах, реально повлиявших на развитие Москвы. Здание Наркомтяжпрома на Красной площади. Иван Фомин. 1932–1934 Новое монументальное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров Москвы 1930-х годов. В проекте Фомина весь комплекс, откликаясь на композицию Кремля, выстраивался в замкнутое кольцо. Вертикали главного фасада, достигающие 24 этажей, открывали обзор на Красную площадь и мавзолей. Парадная арка в торце здания перекликалась с исторической застройкой площади Свердлова (сейчас Театральная). Дворец Советов. Борис Иофан. 1948 Дворец Советов на Ленинских горах. Александр Власов 1957–1958 Дипломный проект «Город будущего» Выставка «Москва: Проектирование будущего» Даты проведения: 17 декабря 2021–14 мая 2022 ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Андрей Поляков: «Россия – страна Будущего» Сергей Колчигин: Философия Грядущего Балет "Щелкунчик. Новая версия". "Украшение и зажигание ёлки" . "Корона Русского Балета" API TV RELAX. Музыка для релаксации и медитации Балет "Щелкунчик. Новая версия". Увертюра. "Корона Русского Балета" | |
| |
Просмотров: 3775 | | |