menu
person

Исконные русские суеверные средства лечения

Домашняя медицина народа резко разнится от такой же медицины привилегированных и культурных классов. В то время, как у последних ее составляют, в громадном большинстве случаев, рациональные средства — таблетки, горчичники, компрессы, домашняя медицина крестьянина в значительной своей части состоит из суеверных средств.

Первое место среди них занимают суеверные профилактические средства. Средства эти, по большей части, очень просты и несложны. Чтобы пользоваться хорошим здоровьем и не заболеть, достаточно иногда только обувать ежедневно правую ногу вперед левой, в предупреждение «летучего огня» — не плевать в огонь, во избежание зубной боли — держать по утрам во рту какой-нибудь сучок из дерева, а чтобы предупредить чрезмерную потливость ног — никогда не надевать чужой обуви.

Так же просто иногда предупредить лихорадку: для этого не надо смотреть с улицы через окно в дом, а то лихорадка может «поймать»: через стекло-то она на тебя и смотрит.

При ушибе, чтобы не разболеться, очень хорошо иногда бывает сказать: «Батюшка, свято место, не ты на меня нашло, а я на тебя, прости меня, Христа ради!»

Чтобы избегнуть сглаза, женщине и девушке полезно применить такой прием: погладив рукой себя по заду, потереть потом той же рукой по лицу, говоря: «Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была».

Против «уроков» хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане. Для этой цели, взятая в ковш вода выливается на каменку и, снизу, снова подхватывается в ковш. Этой водой окачиваются и пьют ее. При этом говорят: «Как на каменке, на матушке, подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (таком-то) подсыхай и подгорай».

Во многих местах большой славой от порчи, в особенности при повальных болезнях, когда она бывает пущена по ветру, пользуются лук, соль, чеснок и редька. Основания, по которым им приписывают столь чудесные свойства, те, что соль и редька имеют способность выедать все слова, написанные на бумаге, а запаха лука и чеснока будто бы не любит нечистая сила. Носятся чеснок и лук, в таких случаях, обыкновенно на кресте. Вологжане Грязовецкого уезда к чесноку присоединяют еще репейный корень, а Тотемского — продырявленную медную монету.

С такими же профилактическими целями навязывают на крест росной ладан, купорос, киноварь и змеиную кожу: киноварь хорошо предупреждает сифилис, а змеиная кожа лихорадку.

В тех же видах носят на шее и ладанки, зашивая в них наговорные травы, а чаще всего сон Пресвятой Богородицы, вера в который, как в хорошее предупредительное средство от лихорадки, является очень распространенной.

Хорошим средством, предупреждающим лихорадку, является также зашивание в ладонку высушеной и истолченной головы змеи или засушенной головы лягушки.

Своего рода чудесным талисманом, застраховывающим от болезни и напастей, считается Мамонтова кость, крест с покойника, или воткнутая куда-нибудь булавка или иголка, полученные от «еретиков».

Но самый надежный талисман — это «сорочка». Кто родится в сорочке и носит ее на кресте, к тому не в состоянии «приступить» никакая болезнь. Если она и «нападает» на таких людей, то не иначе, как застигнув их врасплох, в то время, как они снимают крест и ладанку с сорочкой, например, в бане.

Счастливы также — обладатель «родинки» или те, у кого тело покрыто волосами: болезнь «нападет» на них очень редко.

В арсенале предупредительных мер и средств имеется немало других, которые специально предохраняют только от известных и определенных болезней.

Прокалывание ушей у маленьких детей предупреждает грыжу и золотуху, а ношение в левом ухе серьги — вернейшее предохранительное средство против грыжи у мужчин.

Против развития желтухи нет ничего лучше, как носить на себе янтарь: «С ним можно упастисть от всякой желтухи».

Но едва ли не самым сильным магическим средством является сырое куриное яйцо: если носить его 40 недель за пазухой, то оно наверняка предупреждает выкидыш и преждевременные роды.

Иногда, для предупреждения тех или других болезней, принимается ряд чисто внешних мер. При эпидемии оспы, в тех домах, где еще не было заболеваний, применяется очень решительная и энергичная мера — навешиваются замки на дверные скобки: для болезни, значит, вход заперт.

Подобные же меры применяются для ограничения заболеваний в семье, при появлении в доме больного горячкою: в косяк входной двери в избу буравом просверливается отверстие и сейчас же забивается клинышком.

Такую же гарантию против заболевания горячкою представляет и следующая устрашающая мера: класть топор в загнетку на шестке печи, куда сгребаются уголья. В некоторых случаях такой суеверной профилактики, несомненно, видны следы язычества. Таков, например, обычай, в предупреждение заболевания горячкой, ходить в лес, относить «оброк» лесовому и просить его, чтобы он «укрыл от огневицы».

В других подобных же мерах проявляется настоящая детскость. К числу таких младенческих приемов относится обычай «прятаться» от некоторых болезней и стремление обмануть их. С этою целью от лихорадки уходят в нетопленную баню, где залезают на полок и проделывают ложный пароксизм или притворяются умершими.

Последний прием практикуется и в предупреждение холеры.

Необыкновенная наивность проглядывает также в убеждении, что во время венчания, когда священник будет водить вокруг аналоя, необходимо три раза сказать: «Венчай, венчай, только болезни мои не завенчивай», а то, говорят мужики, завенчает если поп какую болезнь, никакие доктора не вылечат».

Из книги Гавриила Ивановича Попова «Народно-бытовая медицина»

Фото и видео - Андрей Поляков

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Живая и мёртвая вода. "Золотое яблочко"

Исцеление Колоколами. "Золотое яблочко"

Магия волос. "Золотое яблочко"

Категория: Vox Spiritus | Добавил: Bro (14.02.2020)
Просмотров: 3170 | Теги: заговоры, народная медицина, суеверия | Рейтинг: 5.0/31