menu
person

Древние славяне и Арии – сыновья и внуки воды

Древние славяне, объединяя в одну стихию небесный и земной огни, называли их - подобно многим другим, ведущим свое родословное древо от одного и того же арийского корня племенам - «водорожденными» (сыновьями и внуками воды), ставя их, таким образом, в зависимое от нее положение. Живому огню придается и теперь особая чудодейная сила. 

В стародавние годы на Руси, как и у других родичей-славян, было в обычае поддерживать на домашнем очаге неугасимое пламя, возженное от огня, добытого из сухой сердцевины дерева. Это, по древнему верованию, оберегало дом от всякой беды и даже обеспечивало семье мирную-счастливую жизнь. В глухих уголках светлорусского простора и до наших дней еще кое-где сохранилось суеверно-благоговейное отношение к такому, добываемому большаками семьи, огню.
Домашний очаг считался в старину священным. В огне, поддерживавшемся на нем, видели силу - не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болесть лютую. Очаг был первым жертвенником славянина-язычника; пылающее на нем дерево - первой жертвою повелителю огней небесных, Перуну-громовнику. Вокруг очага собирались в былую пору совещания родичей. 

Выселяясь с дедовского гнезда, молодые члены рода непременно брали с собою к своему новому очагу горящие уголья со старого. Только это, по верованию ранних предков современного пахаря, и могло сохранить родственные связи. Если огонь на чьем-нибудь очаге погасал, это сулило суеверному воображению всякие беды и слыло предвестником вымирания-угасания семьи. Даже рассыпавшиеся с очага дрова не обещали ничего доброго для хозяев. 

Плюнуть на очаг почиталось за великий грех. Если кто-нибудь заливал водою чужой очаг, это было выражением непримиримой вражды - на жизнь и смерть. Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила - в руках главы семьи - целебным средством: ею пользовали от самых разнородных болезней. Отправляясь в далекий путь, древний славянин брал с собою не только горсть родной земли, - как это наблюдается в наши дни, - но и щепоть золы с домашнего очага. 

Перед пылающим очагом произносились заговоры. По колебанию его пламени предсказывалась судьба и угадывался будущий урожай. Гадание это исчезло из народной памяти, но еще до сих пор можно услышать на Руси слова заговора вроде: «Ахти, мати белая печь! Не знаешь ты себе ни скорби, ни болезни, ни щипоты, ни ломоты! Так и раб Божий (имярек) не знал бы ни хитки, ни притки, ни уроков, ни призороков»... Еще и теперь на малорусском юге России во многих деревнях сохранился обычай давать болящим выпить святой воды с печной золою. 

В Курской губернии, по свидетельству нескольких исследователей народной старины, печь заменяет в захолустных уголках аптеку. Перед ее раскаленным устьем ставят страдающих нервными болезнями («от испуга»); о край печи заставляют тереться шеей больных горлом; «от простуды» больной бросает в пылающую печь найденный на берегу реки камень, бросает-приговаривает: «Как камень на бережку у реки был сух, так бы и у меня, раба Божьего (имярек) ноги были сухи, не боялись ни стужи, ни морозу, ни метелицы, и сколь он теперь горяч, так будьте и вы, ноги, горячи!»

Чтобы предохранить  новорожденного ребенка от «сглазу»,  кума берет  из печки уголь и, выйдя на перекресток, перекидывает уголь через себя.

В Орловской губернии под защиту очага отдают и домашних животных, прикладывая, например, к печи только что появившихся на свет телят. Еще в сороковых годах позапрошлого века во многих коренных великорусских местах было в обычае, возвращаясь с похорон, непременно дотрагиваться рукой до печи. Это должно было, по мнению придерживавшихся такого обычая, предохранять от смерти в «одночасье». Знающие люди советовали беречь хлебные скирды и стога сена от мышеяди ничем иным как подкладыванием под них – с четырех сторон – золы от сожженных на домашнем очаге клочков сена и хлебных колосьев.

Дотошные бабы-хозяйки от поры до времени выгребают из печи золу и посыпают ею пол в курятнике, думая, что от этого куры станут нестись лучше. Огородники, благословясь, раскидывают («от червя») золу по грядкам, разделанным под посадку капустной рассады. Есть места, где принято подмешивать золы из очага в первые семена ржи – «для обережи от градобоя».

Категория: Vox Spiritus | Добавил: Bro (17.03.2021)
Просмотров: 2039 | Теги: Русские традиции, арии, русские, славяне | Рейтинг: 5.0/133