Мы продолжаем рассказывать о загадочных древних колеях, которые всё ещё сохраняются на острове Мальта. Автор исследования – Анар Гасимов – приводит подробный рассказ о своих исследованиях. На этот раз - это на плато Naxxar. Полигон для маневров Вся территория плато Naxxar довольно труднопроходимое место, и редкий прохожий захочет сюда заглянуть, чтобы срезать путь. Колючки и кусты сорняков, разросшиеся на участке, не представляют серьезной преграды, здесь есть другая опасность – скрытые пустоты, глубокие расщелины и провалы, которые трудно заменить, но легко в них попасть. Да и многочисленные борозды на скальном основании мешают свободно передвигаться, нужно быть предельно внимательным и осторожным, чтобы не оступиться и не растянуться на острых камнях.
Десятки колей тянутся прямо или виляют под незначительным углом, а некоторые маневрируют так, словно неизвестный транспорт уходил от погони. Несколько борозд резко сворачивают по дуге и делают маневр под углом 160-180°. Эта фантастическая картина хорошо видна не только с высоты птичьего полета, но даже из космоса – на спутниковых снимках.
Современные автомобили или грузовики, за исключением внедорожников, такую преграду одолеть бы не смогли. Они зарылись бы носом в мягкий грунт и застряли, а доисторический транспорт (возможно с грузом) с легкостью съезжал с крутого холма и ехал дальше. Причем, если бы это были сани с широкими полозьями, то следы под склонами и на поворотах был абсолютно другими. Неизвестный транспорт передвигался именно на колесах! Многие парные борозды пересекаются, другие сходятся и расходятся, как железнодорожные пути. Такая упорядоченная система следов встречается на многих участках острова Мальта. Однако это ещё не самые удивительные моменты. На плато встречаются борозды, которые выходят за пределы накатанных колей, останавливаются, а потом, очевидно, дают задний ход, чтобы вновь сесть на колею и поехать дальше. Это, конечно, невероятное предположение, но другого объяснения у меня нет. Получается, что транспортные средства были хорошо управляемыми и, очевидно, передвигались на большой скорости, если могли вылететь из колеи и оставить короткий след обратного хода.
Ещё одна особенность колей приводит в недоумение. Между бороздами, которые имеют наибольшую глубину, пространство словно срезано ножом, то есть, создается впечатление, что брюхо или бампер транспортного средства выравнивал за собой грунт между колесными парами. Аналогичная картина часто происходит зимой на российских дорогах, когда автомобиль едет через глубокие сугробы и брюхом гладко утрамбовывает рыхлый снег. Здесь, похожая ситуация, но только вместо снега неизвестный транспорт преодолевал и выравнивал вязкий грунт, который в дальнейшем окаменел. Любопытно, что Cart Ruts не имеют ничего общего с обычной дорогой – платформой искусственного происхождения для регулярного движения транспорта в определенном направлении. Борозды были проложены в диких условиях, на вязком грунте, по бездорожью, абсолютно не приспособленном к транспортному сообщению. Эти дороги не строили и их не обслуживали, как это делали, например, древние римляне. Получается, что колеи стали первыми следами техногенного вмешательства на плато Naxxar. Борозды не могли быть прокатаны за долгие годы. Их природа такова, что множество транспортных средств куда-то стремительно перемещалось, возможно, даже в сильной спешке. Учитывая хаотичный характер движения и невероятные маневры, через высокие преграды или развороты на 160-180°, можно предположить, что транспортная колонна преодолевала незнакомый путь и не собиралась возвращаться и ехать в обратном направлении. Что это было – бегство или спасательная операция? Этого мы уже никогда не узнаем. Возрастные горизонты Большая часть окаменевшей пирокластической смеси на участке с колеями имеет катастрофические последствия выветривания, эрозии и разрушения. Порой глубокие борозды, словно ножом, срезают геологические разломы – результаты землетрясений и серьезного изменения местного ландшафта. Под коркой туфа появлялись пустоты, глубокие трещины и воздушные карманы, сейчас они обваливаются и разрушают колеи. Все эти факторы свидетельствуют, что возраст Cart Ruts очень серьезный и сопоставим с образованием туфа, который в период передвижения по нему транспортных средств был вязкой глинистой смесью. Местные и зарубежные ученые исследовали вулканический туф на разных участках Мальты и пришли к выводу, что порода относится к миоценовому периоду, когда на острове постепенно завершалась вулканическая активность. Это было не менее 5-ти миллионов лет назад! Именно в период миоцена на месте пористо-каменистых участков острова Мальта, находился вязкий и довольно мягкий грунт. Автором термина «миоцен» является шотландский учёный Чарльз Лайель, который в 1830 году написал книгу «Основы геологии». В своём труде шотландец рассматривает и классифицирует Третичный период – промежуток времени от эпохи вымирания динозавров 65 млн. лет назад до последнего ледникового периода – 1,8 млн. лет назад. Автор книги делит Третичный период на геологические эпохи: палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен и плиоцен. Эпоха миоцена охватывает временной период от 23 до 5 млн. лет назад. Во времена миоцена материки продолжали активно двигаться, а столкновение континентов вызывало на Земле серьезные катаклизмы и изменения ландшафтов. Столкновение африканского континента с Евразийской платформой стало причиной возникновения Альпийских гор. Именно тогда, очевидно, исчез архипелаг, соединяющий Африку с Сицилией – сухопутный коридор, частью которого были острова Мальта и Гозо (Гоцо). Активные вулканы выбрасывали пирокластические и туфагенные примеси, меняя структуру почв и ландшафты нынешней Мальты, она была покрыта обширной сетью болот с глинистыми почвами. В результате образовывалась туфагенная смесь из пирокластических элементов, глины и песчаника, со временем этот кисель превратился в скальное образование. Получается, именно в период глобального катаклизма колонны транспортных средств начали стремительное движение, оставляя в туфагенной смеси глубокие колеи. Спустя миллионы лет глинистая порода окаменела вместе с парными бороздами, а затем начался процесс её выветривания, эрозии и разрушения, который мы наблюдаем сейчас. При внимательном рассмотрении туфа на плато Naxxar видно, что в некоторых разломах и бороздах происходит новообразование минералов. Что это значит? Разломы в скальной породе и новообразование минералов – это долгий геологический процесс, они могут длиться миллионы лет. Выходит, Cart Ruts пережили не только глобальное изменение климата, но и смену ландшафта.
Анар Гасимов, журналист-историк, член Союза журналистов России ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Мальтийский феномен. Древние колеи: Тайна возникновения и предназначения Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири – 2019». Андрей Поляков: «Сибирь хранит много древних тайн» Экспедиция "Цивилизации Юга Сибири - 2019". Какие тайны хранит Сибирь? «Цивилизации Юга Сибири – 2019». Светлана Мельникова: «Мы доберёмся до источника вечной юности» Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири -2019». Цель и задачи
| |
| |
Просмотров: 1288 | | |