Согласно представлениям древних, история мира закончится и начнется новая, когда священная птица Феникс испепелится и вновь восстанет из праха в своём золотисто-красном оперении. Не только мировое колесо времени, но и повседневную жизнь наши предшественники строили по законам Птицы. Люди ложились спать и вставали с пением своих поднебесных соседей. В оформлении домов, элементах и орнаментах одежды повсеместно встречается образ сказочной птицы. Почти в каждом доме держали птицу счастья. Деревянную игрушку изготавливали из цельного бруска кедра, сосны, ели или пихты без применения клея и крепежных элементов. Дерево нарезали в тонкие лепестки и изгибали специальным методом. Птицу счастья подвешивали у детских колыбелей в качестве оберега. Она служила хранителем домашнего очага и благополучия. Дивные сказочные птицы были завсегдатаями узоров крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце. Наиболее ярко образ птицы проявлялся в народных головных уборах русских женщин. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор. В южных областях России носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером. Таким образом, каждая девушка и женщина своим обликом пыталась соответствовать прекрасной паве – одеждой, походкой, манерами и голосом. Очевидно, такая внешняя подготовка в сочетании с магическими заговорами, которыми владели древнерусские женщины, служила преддверием превращения в прекрасную волшебную птицу, описанную не в одной русской сказке. Светлана Мельникова | |
| |
Просмотров: 2168 | | |