Народный мастер Прикамья Михаил Павлов делает удивительной красоты сколотнёвые туеса. Он возродил уходящий промысел, который в наше время, помимо знания старинных технологий требует глубокого философского подхода к жизни. - На пальцах одной руки можно пересчитать мастеров, которые делают сколотнёвые туеса. Михаил Павлов приоткрыл секреты достаточно сложной архаичной технологии их производства. - Чтобы добыть нужное сырьё, необходимо снять бересту чулком с березы. Для этого надо найти подходящую березу, свалить, напилить на чурки и с каждой чурки снять сколотень с помощью специальных приемов, почему и называется сколотень - сколачивается. Сколотни снимаются две-две с половиной недели в году, с начала цветения земли и до поспевания, ни до, ни после не снять. Это первая трудоёмкость. Вторая трудоёмкость – найти качественную бересту. Здесь много тонкостей нужно учесть – место произрастания берёзы, наличие воды, вид почвы -глинистая или песчаная, соседствующие породы деревьев – липа, ёлка, сосна, возраст берёзы, вид берёзы и т.д. - Ваши туеса причудливо украшены. Это тоже старинная техника? - В оформлении сколотнёвых туесов применяется уходящее искусство чеканки, нигде в России, как в Пермском крае, такой чеканки не встретите. Эта чеканка относится еще к трипольской культуре архитипа Юнга, изображающая праэтнические знаки, не относящиеся к какому-то отдельному этносу. Это поздний каменный, начало бронзового века, примерно 9 тыс лет до н.э. Подобные знаки сохранились в Вологодской, Архангельской вышивке. Подобные архитипы – разделение на верх-низ, серединную часть в славянской мифологии означают «правь», «явь», «навь». В других культурах это небо, земля и мы между ними. Нечетное количество центров на круглом туесе – три, пять, семь. В простейшей трактовке – юность, зрелость, старость. Качественная граница, переход в новое состояние – земля, вода, огонь. То есть юноша должен стать мужчиной, а для этого нужно набраться сил, мужества, совершить какие-то поступки. Мужчина должен стать старцем, то есть набраться мудрости, опыта, войти в состояние сказителя для того, чтобы передавать свой опыт. И последняя граница – смерть и рождение с движением по кругу. У туесов есть понятие оберега, так же как в одежде вышивка горловины рубахи, рукавов, подола - ограничение от внешнего космоса внутреннего состояния. - Что означает слово «туес» и чем он хорош? - Вообще слово «туес» в древнеславянском - «тул», до колчана означало «вместилище для стрел» (вспомним «Тула»). Туес служит для того, чтобы что-то в него помещать, чтобы оградить от внешнего воздействия. В сколотневых туесах хорошо хранить молоко, мёд, квас, пиво, брагу. Идеальны туеса для сыпучих продуктов, особенно для сухих чаёв, трав, муки, круп, хранения хлеба. Даже горячие пироги, чтобы они не волгли, сразу выкладывали в туес и закрывали крышкой. Лишняя влага уходила через бересту, которая сначала забирает ненужную влагу, потом отдает постепенно. Молоко при комнатной температуре в туесе не скисает до пяти дней, яйца без холодильника в туесах хранятся до месяца. Холодный квас, который утром наливали в погребе и брали в жаркий летний день с собой на покос, в полдень оставался таким же холодным. Итак, берестяной туес обладает термостатическими свойствами, органостатическими, то есть меняет вкус обычной воды. Мед, чем больше хранится в туесе, тем более целебными свойствами обладает. Сама береста является сильнейшим антисептиком, так как в ней ней содержится битулин. Современным способом из 100 гр сухой бересты добывают 70 гр кристаллического битулина. Битулин – мощный антисептик и гепатозащитное вещество для восстановления клеток печени. У него нет противопоказаний, он подходит для кормящих и беременных женщин и детей до года. Разовая доза, которая может составлять до 500 мг, в течение суток выводится из организма. Битулин, по исследованиям американцев, входит в десятку анти-вич факторов. - Неспроста сегодня такой интерес ко всему живому, народному, целебному и полезному. Например, сейчас модно дома носить лапти. Вы ведь тоже можете их изготавливать? - У нас в Пермском крае лапти делались из бересты, их носили в два раза дольше, чем лыковые, минимум до месяца. Они стоили в два раза дороже и были в свое время эдакой гламурной штучкой. Польза лаптей очевидна – лёгкость, массаж стопы, сухость ноги, простота изготовления. Даже если ноги вымокли, они быстро высыхают. Носили лапти не только летом, но и с онучами, шерстяными носками зимой. - Если представить, что изобретения цивилизации исчезнут, то лапти и туеса точно останутся? - Давайте промоделируем… Тогда исчезнет часть культуры, но в любом случае, по направлению природному человечество найдет те материалы, которые будут диктовать технологии, в помощью которых будут изобретать, прежде всего, функциональные вещи, а это одежда, обувь, предметы быта, орудия труда и т.д. - Как вы пришли к своему мастерству, наверняка ведь не с детских лет обучались народному искусству? - Почти в сорок лет я встретил учителя, который мне передал своё мастерство. Если бы мы не встретились, то вместе с ним ушло бы и это искусство. А представьте, если бы не было Хохломы, некоего культурного явления для России? Иссякнет культурная река мира. Ведь в мировую культуру мы приходим с чем-то своим, некими эндемиками малыми, которыми владеют буквально десятки людей. Пермская береста является культурным эндемиком Урала. А, к примеру, о Семикаракурском фаянсе, редчайшем искусстве казачества, возникшем под влиянием украинцев, мало кто знает. - А как появляется промысел? - Все изначально идет от личности, дальше - движение мысли, движения рук, умения, знания и т.д. Крестьянин Иван Козлов основал шамагодскую прорезную бересту, север Костромской и юг Архангельской области. Он перенес технологию ростовского просвечного железа на бересту. Появились замечательные рисунки, которые стали украшать туеса прорезной берестой. Пошла проверка рынком – всем стало нравиться, стали покупать больше, нежели у кого-то другого. - Удавалось ли вам в своем творчестве восстанавливать потерянные со временем старинные технологии? - Приведу характерный пример восстановления потерянного искусства. В музеях сохранились корчаги, обмотанные берестой, но словно политые смолой. Как это было сделано? На восстановление утерянных знаний ушел не один год. Искали везде – в старинных книгах, в интернете, нигде не могли найти. Какой-то дед вспомнил, что его матушка во время Гражданской войны в бане с берестой чего-то делала, ага! Значит, необходима температура и влажность. Поехали дальше и докопались до истины . Оказалось, что при варке берестяных лент в смеси воды и масла, в зависимости от толщины бересты и ее качества, от получаса по полутора часов, береста становится тянучая, как изолента. И пока она горячая нужно мотать ее по изделию. Заканчивается один слой, берёшь другой. И еще этот процесс обмотки имеет сакральное значение. У нас на Северах берестой крестили посуду - ручку ножа, рукоятку молотка. - Есть ли у вас ученики? - Подготовленных учеников у меня шесть человек. Но мастерство – это проблематика выбора жизни. Это вектор. Передать мастерство особых проблем нет. Но что ты выбираешь? Слава, деньги? Есть три позиции бытования в мире. Последняя верхняя позиция – удовольствие. И пока идешь к этой цели, пока растешь, пока узнаешь что-то новое - ты живой, когда сказал себе, что ты достиг удовольствия - ты умираешь. - Ваше мастерство строго индивидуально или вы можете вступать в союзы с другими художниками? - Сейчас участвуем в большом проекте сотворчества, делаем крупные объекты из бересты и можжевельника. Участвуют Пэчворк, Вологодские кружева и я, как берестянщик. К нам присоединяются кузнецы, керамисты, камнерезы. Желаем вам своим творчеством и дальше приносить радость и пользу людям! Андрей Поляков, Светлана Мельникова (Фото - авторов, 2010) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Тайны и Магия Бересты. "Золотое яблочко" Прокопий Кессарийский о древних славянах | |
| |
Просмотров: 23929 | | |