Появление советской промышленности на ровном месте в период так называемой индустриализации в 1920-1930-х годах долгое время оставалось загадкой. Откуда в стране победившего социализма, потерявшей за время Первой мировой войны, революции и гражданской войны не менее 6 миллионов человек , вдруг появилось более 500 передовых предприятий, оснащенных новейшим оборудованием? Этот вопрос задавали себе в разное время многие трезвомыслящие люди. Ответ на него многие годы хранился за семью печатями. Как выяснилось, индустриализация СССР обошлась в 2 миллиарда долларов (220 миллиардов в нынешнем эквиваленте), а проводили ее ведущие американские инженеры во главе с архитектором Альбертом Каном. Подробности изложил Владимир Рожков, вице-президент компании Resil Enterprise inc. (США), вынужденный в 1998 году покинуть Россию из-за проблемы рэкета. "Американцы за 4 года с 1929 по 1932 годы создали всю индустрию СССР, - рассказывает Владимир Рожков. – В 1929 году США поразила Великая депрессия, которая переросла в финансово-экономический кризис. В это время проявился талант архитектора-самоучки Альберта Кана. Он родился в 1860 году. В 1900-м он работает мальчиком на побегушках в проектном институте, приглядывается, учится чертить. Через несколько лет без образования он стал чертежником, затем ведущим инженером, еще чуть позже создал свою компанию. В это же время Форд создает конвейер, но ему были нужны предприятия. К тому моменту Кан и его компания проектировала за 1 неделю завод, а за 6 месяцев строили. Вся автомобильная и авиационная промышленность США была создана им. В это время в СССР встал вопрос индустриализации страны. В страну на Путиловский завод привезли несколько тракторов производства США, пригласили американских механиков, машины разобрали на детали, собрали, но тракторы не пошли. Тогда в 1929 году правительственная делегация СССР приезжает в Детройт и предлагает Альберту Кану контракт на 2 миллиарда долларов (220 миллиардов сегодня) на строительство в СССР 530 промышленных предприятий. В то время между Советским Союзом и Соединенными Штатами не было дипломатических отношений, но Кан принимает смелое решение и вместе со всей своей командой приезжает в Москву. Они создают проектное бюро, но сталкиваются с проблемой отсутствия в России проектировщиков. И тогда американцы вместо руководства отделами становятся простыми чертежниками, обучают и готовят 4 000 российских инженеров. За 4 года была создана самая крупная проектная организация в мире «Госпроектстрой». Причем американцы не только проектировали, но и поставляли из США самое передовое оборудование. В течение 4 лет были построены: Челябинский тракторный, Харьковский тракторный, Горьковский автомобильный заводы, а также около 560 других крупных предприятий, оснащенных самым передовым оборудованием. В 1932 году Сталин посчитал, что задача уже выполнена и не стал пролонгировать контракт. Альберт Кан получил деньги. Часть инженеров вернулась в США, другая, женившаяся на советских девушках, остались в СССР. В 1937 году они были расстреляны как враги народа. Вся эта история была засекречена. Парадокс заключается в том, что мы знаем Корбюзье, который построил всего 2 здания, а о человеке, достойном не одного памятника, россияне практически ничего не знают". "Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро", - писал 14 октября 1930 г Альберт Кан в письме в ВСНХ СССР. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Иван Грозный. Деспот или Благодетель? Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова | |
| |
Просмотров: 9468 | | |