Георгий Яковлевич Седов - русский гидрограф, полярный исследователь, действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества, офицер военно-морского флота, организатор экспедиции к Северному полюсу. Участвовал в экспедициях по изучению Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, острова Вайгач, устья реки Кары, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы. Георгий Седов родился 23 апреля (5 мая) 1877-го года на хуторе Кривая Коса, Область Войска Донского (ныне посёлок Седово в Новоазовском районе Донецкой области). В многодетной семье кроме него было ещё трое братьев - Михаил, Иван и Василий, а также сестёр - Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна. Георгий с восьми лет вместе с отцом Яковом Евтихиевичем занимался рыбной ловлей, нанимался подёнщиком на различные работы, помогал родителям в поле. В тяжёлый для семьи период юного Георгия отдали в батраки. В 1891-ом году четырнадцатилетний Георгий поступил в церковно-приходскую школу и за два года окончил трёхлетний курс. Учился отлично, был старшим в строе военной гимнастики, по окончании получил похвальный лист. После школы вновь вынужден был батрачить. Но у него были другие планы на жизнь, он мечтал стать капитаном дальнего плавания. После встречи с капитаном шхуны, которая причалила к Кривой косе, Георгий решил поступить в мореходное училище. В 1894-ом году он покидает семью и отправляется в Таганрог, а затем - в Ростов-на-Дону. Инспектор мореходных классов пообещал Седову зачислить его, если юноша сможет выдержать трёхмесячное плавание на торговом судне. Будущий мореплаватель устроился работать матросом на пароходе «Труд» и ходил на нём по Азовскому и Чёрному морям. Перед окончанием капитан перевёл его на мостик рулевым. 13 ноября Георгий Седов поступил в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону. В 1895-ом году он вновь работал на пароходе «Труд» рулевым, а в следующую навигацию стал вторым помощником капитана. В 1899-ом году Седов году получает диплом штурмана каботажного плавания и начинает работать шкипером на сухогрузе. 14 марта того же года в Поти сдаёт экзамен, получает диплом штурмана дальнего плавания и получает назначение на пароход «Султан». Капитан судна предложил нечистоплотную сделку, но Геогрий не пошёл против совести и уволился. Оставшись без работы, он решил заниматься наукой и совершать экспедиции, но для этого необходимо было перейти в военный флот. Вскоре Седов поступил в военно-морской флот, в Севастополе его зачислил в учебную команду и назначили штурманом на учебное судно «Березань». В 1901-ом году в Санкт-Петербурге он экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и его произвели в поручики запаса. В 1902-ом году Седова зачислили на службу по Адмиралтейству в Главное гидрографическое управление и отправили в экспедицию Северного Ледовитого океана, которая изучала район острова Вайгач, а также проводила исследовательские работы в устье реки Кары и около Новой Земли. В походе выполнял обязанности помощника начальника гидрографической экспедиции. В 1903-м году в качестве помощника начальника экспедиции под руководством Ф. К. Дриженко принимал участие в работах по описанию Карского моря. В том же году в Архангельске Георгий Седов и познакомился с капитаном судна «Америка» Энтони Фиалом, который готовился к экспедиции на Северный полюс. Эта встреча навела Седова на мысль о проведении собственной экспедиции, но разразилась русско-японская война, во время которой Седов служил в соединении миноносок Сибирской военной флотилии, в её задачу входило несение сторожевой вахты в Амурском заливе и закрытие входа в Амур со стороны моря. Боевых действий на этом участке не было. В 1905-ом году Седова назначили помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости и в 1906-ом году под его руководством были проведены лоцмейстерские работы по улучшению условий судоходства на Амуре. В 1906-1907-х годах в газете «Уссурийская жизнь» Георгий Седов публикует статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России», в которых обосновывает необходимость освоения Северного морского пути. В 1909 году принимает участие в Чукотской экспедиции И. П. Толмачёва и руководит исследованиями устья реки Колымы, а также морских подходов к ней. В результате были составлены карты и маршрутная опись русла. Это позволило в 1911-ом году пароходу «Колыма» провести первый успешный коммерческий рейс из Владивостока на Колыму. Экспедиция была высоко оценена, и Георгий Седов избирается действительным членом Русского географического и Русского астрономического обществ. В 1910-ом году Седов возглавляет гидрографическую экспедицию к Новой Земле на пароходе «Великая княгиня Ольга Константиновна».Ему удалось подробно картографировать и гидрографировать Крестовую губу, на берегу которой ранее заложен Ольгинский посёлок. Целью экспедиции было налаживание надёжного судоходного сообщения с Новой Землёй. Именно здесь происходит конфликт Седова с прибывшим в посёлок генерал-губернатором Архангельской области А. Ф. Шидловским. Некоторые исследователи утверждают, что это отрицательно сказалось на дальнейшей карьере Георгия Яковлевича. В 1912-ом году Георгий Седов решает совершить экспедицию к Северному полюсу. Но к тому моменту свои претензии на покорение уже заявили американцы Фредерик Кук (1908) и Роберт Пири (1909). Ему важен приоритет, и он спешит. Кроме американцев ему важно было опередить ещё и норвежца Амундсена, который отправится в полюсу только в 1918-ом году. К тому же в 1913-ом году исполнялось 300-летие царствования дома Романовых и успех экспедиции мог стать хорошим подарком государю-императору. Изначально экспедиция предполагала государственное финансирование. Но авторитетная комиссия Главного Гидрографического управления отвергла план Седова из-за его абсолютной фантастичности и нереальности. Тогда в поддержку экспедиции выступила газета «Новое время». При её поддержке Георгий Седов начал сбор частных пожертвований. Частный взнос в размере 10 тысяч рублей сделал даже император Николай II. На собранные средства Седов арендовал у зверопромышленника В. Е. Дикина старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока», бывший норвежский зверопромысловый барк «Гейзер» (норв. Geyser) 1870 года постройки, ранее принадлежавший «Мурманской научно-промысловой экспедиции», которое давало течь и не было восстановлено к началу похода. «Святой великомученик Фока» был оборудован радиостанцией, но Морское министерство отказалось предоставить радиста, а Седову не удалось нанять другого. Из 85 ездовых собак лишь 35 были закуплены в Тобольской губернии, остальные были пойманы на улицах Архангельска, многие из них погибли на Земле Франца-Иосифа. Гидрометеорологическая служба отдела торговых портов, Главная физическая обсерватория и Главное гидрографическое управление обеспечили экспедицию навигационными приборами. 19 августа 1912 года выяснилось, «Фока» не может на борт взять все необходимые припасы из-за его небольшой грухоподъёмности. В результате часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения остались на берегу. 24 августа 1912 года капитан Дикин, помощник капитана, штурман, механик, помощник механика и боцман «Святого великомученика Фоки» отказались от похода из-за плохой подготовки к плаванию и уволились. Седову пришлось срочно набирать новую команду. В конечном итоге экспедиция серьёзно задержалась с началом и это привело к вынужденной зимовке у берегов Новой Земли. 14 (27) августа 1912 года «Святой великомученик Фока» вышел из Архангельска с запасом угля всего на 23—25 дней. После выхода из Архангельска Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина». Уже в пути выяснилось, что многое заявленное оборудование не было поставлено, а питание было не лучшего качества. В последствии это нашло отражение в книге Вениамина Каверина «Два капитана». Кроме того, судно попало в шторм и осталось без части груза, который хранился на палубе. Во время остановки у поселения Ольгинское в бухте Крестовая губа на Новой Земле 5 членов экипажа списались с судна и остались дожидаться рейсового парохода, который останавливался два раза в год. 15 сентября 1912 года на 77° северной широты «Михаил Суворин» столкнулся со льдам и не смог достигнуть Земли Франца-Иосифа. Изначально предполагалось построить зимовье, высадить полюсный отряд и вернуться в Архангельск, но Седов принял решение о зимовке. В этот обострились его разногласия с капитаном судна Н. П. Захаровым. Зимовка продлилась 352 дня. За это время у полуострова Панкратьева группа в составе В. Ю. Визе, М. А. Павлова и двух матросов П. Коноплева и Г. Линника пересекла Северный остров от места стоянки «Михаила Суворина» до залива Власьева на карской стороне. Кроме того, был описан северо-восточный берег Новой Земли, выполнена маршрутная съёмка в масштабе 1:1210000, определены четыре магнитных и астрономических пункта, найдены расхождения с предыдущими картами. Сам Георгий Седов впервые обогнул на санях северную оконечность Новой Земли от Панкратьева полуострова до мыса Флиссингер-Гофт, составив подробную карту побережья. Также были составлены карты острова Панкратьевых, Горбовых островов, Северо-Крестового острова, Архангельской губы и ледника Таисии, проведены метеорологические и ледовые наблюдения. 21 июня 1913-го года капитан Захаров и четыре члена экипажа, заболевшие цингой, были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск. С ними было передано письмо с просьбой выслать к Земле Франца-Иосифа судно с углём и собаками. Группа Захарова достигла Архангельска в полном составе, но помощь экспедиции не смогли оказать из-за отсутствия денег. В 1913-ом году Георгий Седов открыл мыс у северной оконечности Новой Земли в Баренцевом море, который назвали в честь Ф. К. Дриженко.
3 сентября 1913-го года «Михаил Суворин» освободился ото льда и подошёл к мысу Флора острова Нортбрук (Земля Франца-Иосифа) к базе Джексона. Без пополнения запасов экспедиция отправилась дальше, но 19 сентября остановилась на вторую зимовку в бухте острова Гукера (Земля Франца-Иосифа). Во время зимовки судно не испытало сжатия льдов, и бухту назвали Тихая. Для второй зимовки не хватало топлива и продовольствия. Члены экипажа стали болеть. Цинги избежали лишь семь человек, которые ели добытое моржовое и имевшееся под рукой собачье мясо, а также пили горячую медвежью кровь. Большинство, в том числе и Седов, от подобной пищи отказывались. Начиная с января, руководитель экспедиции почти не выходил из своей каюты. Тем не менее была предпринята попытка двигаться своим ходом. Но уже через неделю Седов не смог идти и приказал привязать себя к нартам. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался возле острова Рудольфа. Его спутники обернули тело в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь. Собака Фрам осталась у могилы. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что она нагонит их, но этого не произошло. 6 марта 1914-го года Линник и Пустошный вернулись на судно. На обратном пути, 20 июля 1914 года, экипаж «Фоки» случайно обнаружил и спас двух единственных выживших членов экспедиции Г. Л. Брусилова: штурмана В. И. Альбанова и матроса А. Э. Конрада. Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15 августа 1914-го года в полуразрушенном состоянии, так как деревянные постройки пустили на дрова. До Архангельска члены экспедиции добрались на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» за счёт капитана парохода, поскольку ни у кого из полярников не было денег. По возвращении в Архангельск матросы Линник и Пустошный подозревались в убийстве Седова, но после расследования их отпустили. 23 августа 1914 года в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе по Георгию Седову была отслужена панихида. К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание Морскому министерству предпринять поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций. Андрей Поляков (Фото – автора). Архангельск,2024 ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Михаило-Архангельский собор. Город Архангельск Аэропорт Талаги (Архангельск) имени Ф. А. Абрамова Николо-Кремлёвская церковь в городе Владимир Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Проект «Гении Руси» Монумент в честь 850-летия города Владимира Памятник Александру Пушкину во Владимире. Проект «Гении Руси» Памятник крестителям Владимирской земли. Город Владимир Дмитриевский собор во Владимире – вершина русского домонгольского белокаменного зодчества Памятник Александру Невскому в городе Владимир Богородице-Рождественский кремлёвский мужской монастырь в городе Владимир Легендарный паровоз серии Л во Владимире API TV и Андрей Поляков запустили проект «Гении Руси» Андрей Поляков - русский Индиана Джонс Андрей Поляков - знаток Древностей и почитатель новейших технологий Андрей Поляков анонсировал экспедиции 2024-го года Владимир - Экспедиция - Путешествия - Туризм - Маршрут- Архангельск | |
| |
Просмотров: 5870 | | |