Хакасский национальный музей-заповедник под открытым небом «Казановка» стал первым местом, где участники экспедиции «Цивилизации Юга Сибири - 2019» не только смогли раствориться в местной природе и впитать её дух, но и устроиться на ночлег в настоящих юртах, слегка адаптированных под запросы туристов. Согласно заключениям историков, хакасы проникли в Минусинскую котловину через горную систему Кузнецкий Алатау. Именно в предгорьях Абаканского хребта располагается село Казановка (Аскизский район Хакасии), которое и дало название всему музею-заповеднику, находящемуся чуть дальше. Он был создан в 1996 году по инициативе историка, археолога, а ныне министра культуры Леонида Еремина. На территории заповедника в несколько тысяч гектар хорошо сохранились не только более двух тысяч памятников археологии, но и образцы хакасской народной жизни. В шести аалах (сёлах) проживает преимущественно автохтонное население. Хакасы здесь до сих пор сохраняют традиции своих предков, в том числе, исполняют древние обряды и поклоняются духам. Музей раскинулся в долине ручья Кюг, что в переводе с хакасского означает «счастье». С чем это связано, не ясно, так как основная легенда этих мест слегка навевает грусть. Она гласит, что некогда, в весьма отдалённые времена, в этих местах жили бабка Иней и дед Апсах. Кочевали они по степям и однажды вышли в красивейшую долину Кюг, решили здесь поселиться, но начали спор, с какой стороны одноимённой реки им устроить жилище. Спор было настолько горячим, что бабка не сдержалась и, в припадке ярости, пнула деда, который перелетел через гору. Он сильно обиделся на бабку, сел и окаменел. Но и Иней не вынесла страданий, также окаменев. Так и сидели каменные глыбы по разным сторонам долины на протяжении веков. В назидание потомкам, на месте их ссоры, установили камень Ах-Тас (Белый камень), который и сегодня привлекает паломников, верящих в его чудодейственность. Это изваяние окуневской культуры требует отдельного рассказа, а пока необходимо отметить, что 22-метровая скалу, символизирующую бабку Иней и являвшуюся на протяжении веков объектом поклонения, взорвали в 1962-м году, во времена воинствующего атеизма. «Деду» повезло больше, возможно, по причине его расположения на крутом склоне. На месте Иней-Тас (каменная старуха родового камня Майнагашевых) осталась лишь памятная табличка. Но и сейчас сюда приходят люди, чтобы обратиться к духам с просьбами о покровительстве и сохранения рода. На противоположной стороне дороги стоит камень, на него и на соседние деревья подвязывают разноцветные ленточки - чалама. Кроме традиционного хакасского быта на территории природного заповедника находятся более полутора тысяч наскальных рисунков разных эпох, которые приковывают к себе внимание сотен исследователей. Также в окрестностях разбросаны памятники древней металлургии и горного дела, возраст некоторых иногда превышает 6 000 лет. А личине (камню с высеченным человеческим лицом) окуневской культуры подносят дары, веря в её чудодейственность. Главная особенность изображения - глубокий рот, который представляет собой естественное углубление в скале Майнагашевых, но всё-таки немного подработанное человеком. Андрей Поляков (фото автора), Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири – 2019 ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: «Цивилизации Юга Сибири – 2019». Полтаковский музей наскального искусства «Хайа Хоос» Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири – 2019». Сафроновский курганный комплекс «Цивилизации Юга Сибири -2019». Артефакты со смыслом – наконечник стрелы и подкова Цивилизации Юга Сибири -2019. Первые артефакты – наконечник стрелы и подкова Экспедиция «Цивилизация Юга Сибири -2019». Мистические Гуляевские пороги на реке Казыр | |
| |
Просмотров: 4743 | | |