Подобно воде, в некоторых случаях целебным значением пользуется и земля. Вера в ее целительные свойства, по-видимому, также является остатком когда-то существовавшего культа почитания земли. В Тотемском уезде (Вологодская губерния) и теперь еще «Мать-земля сыра, кормилица», почитается не только как кормилица. В день Успения Пресвятой Богородицы, когда, по мнению народа, земля бывает именинница, по ней грех ходить босиком. В Грязовецком уезде (Вологодская губерния) сохраняется обычай брать с собой горсть земли «родной» при отправлении в дальний путь. Родная земля считается не только целительной, но она служит и как талисман, охраняющий на чужой стороне от разных несчастий. В Яренском уезде (Вологодская губерния) держатся такого убеждения: «Если возьмешь с собою родную землю и высыплешь там, где будешь жить, тебе поздоровится, не будешь болеть и скучать по родине». Взятую с собой землю, по приезде в дальний город, нужно сейчас же высыпать и, ступая по ней, приговаривать: «Я по своей земле хожу». В некоторых местах Череповецкого уезда больного, страдающего колотьем в боках, заставляют припомнить, где не него «сели усовьи», и считают полезным сходить на то место «проститься и поклониться». Здесь уже виден суеверный обряд прощания с землей или местом, «причинившим болезнь». В Васильсурском уезде (Нижегородская губерния) проститься ходят с тем местом, где кто-либо надорвался или случился паралич, известный под названием «притки». Ходят на это место подряд три зари, три раза кланяются в землю и каждый раз приговаривают: «Свято место, прости меня, Христа ради». Обратно идут домой, не оглядываясь назад. В Нижнеломовском уезде (Пензенская губерния) обряд этот, носящий название «прошение притки», сохраняется во всей своей первобытности и целостной нетронутости. В полночь больной или больная (если больные сами не могут идти, то вместо сына должен идти отец, а вместо дочери — мать) идут со старухой, знающей способ совершения этого обряда, на то место, где по их мнению, приключилась болезнь. Помолившись дома Богу, выходят за ворота и кладут на все четыре стороны по три земных поклона. Продолжая путь, на всех перекрестках делают то же. Приблизившись к известному месту, творят такие же поклоны и, падая на землю, целуют ее, приговаривая: «Мать, сыра-земля, прости ты меня, раба Божия (такого-то), окаянного, что ступил я на тебя нечистою ногою и тем оскорбил тебя. Прости, прости меня, мать, сыра-земля, аминь, аминь, аминь». Затем опять кладут три поклона в землю и трижды целуют ее. Такое прошение должно повторяться три ночи кряду. После каждого прошения возвращаются домой с поклонами, с какими шли вперед. Подобный же обряд практикуется в другом уезде той же Пензенской губернии, Керенском. При «испуге» у ребенка, знахарка 12 зорь, 6 утренних и 6 вечерних, ходит с ним в погреб. Держа ребенка на руках и обращаясь утром на восход, а вечером на заход, она там молится, трижды читает молитву «Богородице-Дево» и каждый раз прикладывает ребенка к земле лбом. Взяв земли с этого места, знахарка говорит: «Прости, место святое, прости, мать, сыра-земля прости, час святой, раба Божия (имя)». Посыпав младенца крестообразно землей, она продолжает: «Где подумал, там забыл, где нашел, там потерял. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков.Аминь». Непосредственное применение земли с лечебными целями носит исключительно суеверный характер. Иногда она употребляется при укушении змеи. К ране в таких случаях прикладывается сырая земля, но при этом необходимо, чтобы она была одного цвета с укусившей змеей: если змея черная, то и прикладывать к ране нужно землю черную, если земля серая, и землю надо привязывать серую, если же змея укусит пятку, то всякое лечение бесполезно: человек, все равно умрет (Череповецкий уезд Новгородская губерния). В других случаях лечат землей оспу. Земля при этом берется с свиного логова, натирается ею рубашка и надевается на больного. В Балашовскомм уезде (Саратовская губерния) землей, взятой с потолка, на погребу, лечат «расперец» (нарыв между пальцами). Но наибольшим употреблением пользуется могильная земля, в особенности при «могильной косточке» и, отчасти, при зубной боли, лихорадке и горячке. При лечении «могильной косточки» земля непременно берется с могилы тезки и втирается в больное место, а при зубной боли кладется на больной зуб. При лихорадке земля берется с могилы так, чтобы никто не видал, зашивается в ладанку и вешается на шею больному. При горячке земля, взятая из-под могильной плиты или камня, опускается в воду и дается пить больному, со словами: «Мать, сыра-земля, родимая, от тебя берем и тебе отдаем: отними болезнь от раба такого-то». Необыкновенные свойства земли в более определенной форме сообщаются всему тому, то создается ее живительными силами и на ней произрастает: деревьям и растениям. Очень интересный обряд, имеющий в своем основании эту творческую идею земли, совершается в Городищенском уезде (Пензенская губерния) над ребятами, которые долго не ходят. Такого ребенка выносят, до зари, в поле и сажают на землю, спиною к севцу. Тот, осенив себя крестным знамением, бросает первую горсть семян в землю, вторую в ребенка, третью опять в землю и опять в ребенка и т. д. Это делается для того, чтобы «исполнилась над ребенком Троица Святая, подающая ногам его силу ходить». Из книги Гавриила Ивановича Попова «Народно-бытовая медицина» Фото и видео - Андрей Поляков ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Мать-Сыра-Земля. Исконная магия русских людей Живая и мёртвая вода. "Золотое яблочко" | |
| |
Просмотров: 3534 | | |