menu
person

«Путешествие времени». История, которая касается каждого

«Путешествие времени» не могло быть создано без помощи ученых из самых разных областей науки. Главный научный консультант фильма – доктор Эндрю Кнолл, профессор естественной истории в Гарвардском университете, консультант НАСА и автор работ о ранних периодах эволюции и истории Земли («Жизнь на молодой планете: Первые три миллиарда лет эволюции на Земле» и «Биология: Как работает жизнь»).
    
По мнению Кнолла, Малик фундаментально изменил подход кинематографа к науке и к тому, как посвящать зрителя в ее тайны и открытия.
    
«Я как-то в шутку сказал Терри, что, если бы я сам снимал этот фильм, он бы даже отдаленно не напоминал то, что он сделал, – говорит Кнолл. – Это был бы скорее обычный кусок научпопа – краткий обзор того, что нам известно, откуда нам это известно и когда это случилось. Но Терри ставил перед собой совсем другую задачу. Его фильм задается вопросом, как мы, рожденные в результате долгого процесса эволюции, мыслим себе этот процесс? И он исследует это при помощи невероятно выразительных образов, подобных которым я никогда не видел и, может быть, уже не увижу. Это самый оригинальный и уникальный рассказ об истории жизни на Земле».

Кнолл продолжает: «Этот фильм не имеет ничего общего с привычным форматом научно-популярного фильма, когда пожилой натуралист в бермудах ходит по саванне и рассказывает о муравейниках. У Терри уровень совершенно другой, и он с легкостью отбрасывает все прежние условности. Такой подход не просто имеет право на существование – мне кажется, давно пора было какому-нибудь выдающемуся кинорежиссеру остановиться и сказать, что самый удивительный на свете сюжет – это сюжет о зарождении жизни. И это история, которая касается каждого. Если взглянуть на фильм без предрассудков и впитать не только его красоту, но и глубину мысли, невозможно остаться к нему безразличным. В наше время, когда мы совершенно оторваны от природы, этот фильм способен приковать зрителя к креслу и отправить в путешествие по Вселенной».

Личное участие Кнолла в этом путешествии началось более двадцати лет назад, когда ему внезапно позвонил Малик. «Человек на другом конце провода сказал, что его зовут Терренс Малик и что он хочет пригласить меня на обед и обсудить фильм о естественной истории. Только на середине обеда меня вдруг осенило: ведь этот человек снял «Пустоши»! С этого момента разговор пошел бодрее: я был рад этой великолепной возможности познакомиться с Терри».

Кнолл был знаком с работами Малика и поэтому не удивился тому, что режиссер оказался человеком, постоянно ищущим ответы на беспокоящие его вопросы. Долгое время они не делали ничего, только говорили о ранних периодах земной истории – что известно о каждом геологическом периоде, о каждой эре и эпохе и что еще предстоит узнать. Они методично обсуждали множество знакомых Малику теорий и идей – как подтвержденных, так и отвергнутых – об эволюции видов и ее движущих силах. Кнолл понял, что Малика интересует не просто поверхностное знакомство с научными представлениями; он пытался понять, как законы природы могут быть связаны с фундаментальными вопросами жизни, смерти и места человечества в космосе.

Когда фильм был запущен в производство, Малик попросил Кнолла присоединиться к команде в качестве главного научного консультанта. Поначалу главной задачей Кнолла было следить за тем, чтобы точная научная хронология эволюции видов не противоречила ходу фильма.
    
«Я должен был убедиться, что Терри правильно понимает науку, – говорит Кнолл. – Всё, что вы видите на экране – порождение его творческого гения, но он присылал мне тексты, и я давал по ним конкретные комментарии, которые мы с ним долго обсуждали. О ранних периодах истории Земли известно далеко не всё, но есть и многое, что хорошо изучено. В финальных версиях фильмов нет никаких грубых ошибок или сильных расхождений с современными научными представлениями. Есть спорные моменты, относящиеся к хронологии: ученые до сих пор спорят, когда появились первые клетки – 3,5 или 4 миллиарда лет назад? Но в контексте фильма такие вопросы не так важны, поскольку фильм показывает весь процесс эволюции».  

Еще один вопрос, на который пока нет точных ответов, заключается в том, как именно выглядели первые формы жизни на Земле. «На мой взгляд, образ, созданный в фильме, достоверен с научной точки зрения, хотя никто не может поручиться за его точное соответствие истине, – говорит Кнолл. – Из современных нам организмов бактерии ближе всего к ранним формам жизни, поэтому мы можем изучить генетику, функции и морфологию живых бактерий и максимально упростить их, сведя до минимума, необходимого для выживания».

Кнолл был особенно впечатлен тем, как фильм Малика оперирует огромными временными пластами – как он адаптирует для зрителя геохронологическую шкалу, привычную для геологов, но способную привести неподготовленного человека в ступор. По словам Кнолла, геологи запросто способны в двух словах пересказать миллион лет истории планеты – для них это своеобразная «гимнастика для ума», но мозг обычного человека не привык иметь дело с такими пропорциями. «Освоить такое ощущение времени и пространства очень непросто», – говорит Кнолл.  

По мнению Кнолла, который верит в плодотворное сотрудничество искусства и науки, эстетическая красота фильма делает его научную основу еще убедительнее. Он добавляет, что дискуссия с Маликом о различиях в процессе умирания у животных и бактерий вдохновила его на лекцию о смерти с точки зрения палеонтолога, которую он прочтет этой осенью.

«Надеюсь, я оказался полезен Терри, но и мне наши разговоры принесли огромную пользу, – замечает Кнолл. – Самое удивительное в фильме Терри – не только то, что он заставит 10-летнюю девочку задуматься о том, о чем она раньше не думала, но и то, что он смог натолкнуть на новые мысли 60-летнего ученого».

По словам Кнолла, науку часто ошибочно представляют врагом всего удивительного и загадочного – но верно, скорее, обратное представление. «Каждый знакомый мне ученый считает, что Вселенная, жизнь и природные явления – бесконечная кладезь тайн. Знания не лишают нас способности удивляться загадкам природы; наоборот, только усиливают ее. Наша работа, работа ученых – тянуться к загадке и пытаться понять ее. Это же делает и Терри, по-своему».

По мнению Кнолла, этот фильм – значимый поворот в творческом пути самого Малика. «Можно сказать, что Малик шел к этому фильму всю свою жизнь – и теперь, кажется, он достиг того, к чему стремился. Я видел почти все его фильмы, но «Путешествие времени» мне нравится больше прочих. Это фильм, о котором вы будете думать еще долго после того, как в зале зажжется свет». 

Физик-теоретик Ли Смолин из канадского института «Периметр», тоже работавший на фильме консультантом, поделился своими впечатлениями в письме к создателям фильма: «Как ученому, мне не к чему придраться; модели, воспроизводящие молодую Вселенную и процесс формирования звезд и планет, близки к моему представлению. Это красиво и вдохновляюще… Переплетение современных сцен с историей Вселенной кажется мне очень подходящим по смыслу. Возникает вопрос: что же мы ценим в жизни превыше всего? И почему мы решили, что это важнее, чем история жизни и Вселенной?»

Фильм «Путешествие времени»в  кинотеатрах  с 30 марта 2017

Телеканал уникальных экспедиций API TV POAN

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

«Путешествие времени». Кто мы такие? Зачем мы здесь?

От «Сырных клещей» до «Путешествия времени»

Путешествие времени». Как сочетать эмоции и науку

Андрей Поляков - русский Индиана Джонс

Андрей Поляков. Легендарные экспедиции

Андрей Поляков. Арарат. Ноев ковчег (По следам Ноя, 2003)

Благословение на поиски Ноева ковчега

Андрей Поляков и Земля Ноха

Андрей Поляков. Древние Курганы приоткрыли тайну

Андрей Поляков. Ноев ковчег. От Арарата до Арарата

Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова

Нахичевань, могила Ноя и наука

Тильмун, Эдем или Хараба-Гилан?

Храм Огня Сварожича. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова

Категория: Art&Dance | Добавил: Bro (12.03.2017)
Просмотров: 18243 | Теги: кино, фильм, Путешествие времени | Рейтинг: 5.0/73