menu
person

Беата Соколова: «Пришелец» - очень русское кино, русское по духу»

Беата Соколова  после трагической гибели режиссёра Александра Куликова завершила работу над его картиной «Пришелец».

Она заставила говорить Марс и робота по имени Барсик. Также впервые в истории российского кино было создано космическое пространство при помощи Full CG. 8 ноября полнометражный игровой фильм «Пришелец» производства кинокомпании «Союз Маринс Групп» выйдет в российский прокат. Незадолго до премьеры режиссёр пост-продакшн Беата Соколова  рассказала о нюансах создания картины.

- Александр Куликов, автор и режиссёр фильма «Пришелец», трагически погиб в ноябре 2016 года. Он успел закончить черновой монтаж тем не менее. В чем заключалась основная идея режиссера и как, завершая работу над картиной, вам удалось выдержать эту концепцию при создании графики, звуковых эффектов, цветокоррекции?

- Наш креативный продюсер Александр Карпов очень красиво говорит, что «Пришелец» - фильм про экологию души. Ведь в обычной жизни человеку сложно увидеть себя со стороны, оценить поступки окружающих, отстраниться от привычной суеты и посмотреть на все чистым взглядом... Но наш герой оказывается в космосе в полном одиночестве, и ему открывается истина. В фильме главный герой - космонавт Александр Чапаев - говорит с психологом и произносит такие слова: «Мы сами в ответе за все, что с нами происходит». В финале Чапаев своими поступками подтверждает эту мысль. И эту основную идею - идею Александра Геннадьевича - мы бережно проносили через всю композицию картины. Все, что делалось на этапе монтажа, при создании компьютерной графики - было направлено на усиление и развитие этой концепции. Конечно, нужно было расставить акценты, выровнять темпоритм, некоторые сцены «дожать» при помощи звука, но в общем и целом, это и есть основная работа на этапе пост-продакшн. 

- А можете подробнее рассказать о нюансах, которые были скорректированы на этапе пост-продакшн? 

- Например, мы долго не могли найти звучание для иноземного существа, с которым вступает в контакт космонавт. В итоге решение нашел саунд-дизайнер Александр Копейкин: он придал существу неземной, немного пугающий, но возвышенный, а местами даже нежный голос. Не могу представить, чтобы кто-то смог бы решить эту неоднозначную задачу настолько точно. Также перезаписали голос Барсика - так ласково Чапаев называет робота БАРСа (бортового автономного робота-следопыта), с которым он прилетел на Марс. Мы сделали его голос более одушевленным, живым. Местами он неправильно интонирует, но от этого к нему возникает даже большая симпатия.

Еще одну сцену на этапе пост-продакшн мы создали вместе с Александром Геннадьевичем. К нам на просмотр пришла молодая девушка-стажерка. Когда мы стали разговаривать о фильме, она рассказала о моменте, который был ей непонятен, и спросила, почему герой так резко меняется и, вообще, почему с ним происходят такие странные вещи? Потом из этого вопроса родилась целая сцена, смонтированная из отдельных кусков и не вошедших в монтаж дублей: в ней герой не выходит на связь, решив отказаться от участия в телешоу. Благодаря этой сцене не только авторам, но и зрителю становится понятно, что сущность, с которой космонавт столкнулся на Марсе, сильно изменила его.

Также, по сценарию, для финальной сцены был записан монолог главного героя, но мы решили заменить его монологом директора Центра управления полетами Королёва, который только в финале осознает то, что до него пытался донести Чапаев. Текст практически не поменялся, но таким образом  смысл стал глубже, потому что эти главные слова героя прошли через другого человека. Кроме того, мы добавили нежную лирическую линию, хотелось немного смягчить наше суровое мужское кино (смеётся).

 - «Пришелец» - фильм на космическую тему. Как в картине создавалось пространство космоса? Какую роль космос играет в судьбе ее главного героя?

- Пространство космоса в фильме полностью выполнено при помощи компьютерной графики. Мы пришли к такому решению, поскольку хотели достичь четкого разграничения реального и нереального пространства, чтобы нигде на Земле невозможно было отыскать такое место. Кроме того, нам было важно подчеркнуть состояние одиночества героя, который оказался посреди огромных марсианских пустынь. Мне очень нравится диалог Чапаева с телеведущим, который мы, к слову, тоже записывали на пост-продакшн. По-моему, он очень точно передает ощущения героя. Ведущий (его сыграл Григорий Сиятвинда) шутливо спрашивает космонавта в прямом эфире: «Ну, как вам там? Наверное, хорошо: тишина, машин нет, экология?» А Чапаев отвечает вопросом: «А вы когда-нибудь терялись в лесу?...» Думаю, это очень правильная ассоциация к образу космоса.
 
- Название фильма, трагическая судьба его автора, космическая тематика и некоторые сюжетные пассажи создают вокруг картины мистическую атмосферу. Ощущали нечто подобное во время работы над картиной, чувствовали поддержку автора?

- После случившегося было невероятно сложно смотреть фильм, и, действительно, некоторое время мы его не смотрели. Но у нас никогда не было даже мысли о том, чтобы оставить картину. Александр Геннадьевич горел этим фильмом и сумел зажечь им всю съемочную группу. Мы не могли себе представить, что должно случиться, чтобы мы не доделали «Пришельца». Поэтому спустя какое-то время вернулись к картине и взглянули на неё более трезвым взглядом. 

Конечно, когда смотришь фильм, создается ощущение какого-то провидчества, предсказания. Возникает чувство, будто Чапаев, которого сыграл Александр Геннадьевич, разговаривает с нами. Александр Геннадьевич заряжал своим желанием двигаться только вперед и вверх, у него всегда было множество идей, желаний, проектов... А когда его не стало, действительно, было ощущение, что он помогал нам. Не на каком-то мистическом уровне, просто каждый, кто работал с Александром Геннадьевичем, задумывался: «А ему бы понравилось?». Думаю, мы все хотим на него равняться, и, безусловно, это помогает проекту. 

- Несмотря на серьезные философские вопросы, затронутые в «Пришельце», в фильме есть экшн-сцены, которые держат зрителя в напряжении. Как удавалось сохранять баланс между философским и жанровым в картине?

- На самом деле, это было самым сложным при монтаже - постараться выдержать баланс: постоянно удерживать внимание зрителя, интриговать его и при этом сохранять основную линию. Например, сцена, где герой не выходит на связь в прямом эфире в рамках шоу, как раз была нужна для того, чтобы наладить ритм, сделать сюжет более плавным и понятным. Конечно, мы очень старались соблюсти баланс между  философским и жанровым, и если получилось - это здорово. Кстати, у нас был замечательный режиссёр монтажа Илья Андрашников. Это его дебют в полнометражном кино. Илья помогал нам на протяжении всего проекта, дневал и ночевал на студии, он отлично знает материал и очень тонко его чувствует. Во время работы мы постоянно придумывали что-то новое и делились друг с другом идеями. Например, абсолютно нормальной ситуацией было, когда я звонила ему в три часа ночи со словами: «Илья, проснись! У меня идея!» И всё в таком духе.

- Ориентировались ли вы на какие-либо референсы по компьютерной графике, цвету, музыке в фильме? Работы каких режиссеров вам кажутся наиболее близкими по духу и атмосфере с «Пришельцем»?

- Вообще, Александру Геннадьевичу очень нравился «Аватар». По философии, мысли о безграничности мира этот фильм в чем-то похож на наш. По изображению референсом был «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Мы очень старались, чтобы визуально картина была сделана качественно и соответствовала мировым стандартам.

- Когда смотришь на постер «Пришельца», не возникает ощущения, что этот фильм - российский...

- На самом деле, это очень интересно. Когда мы повесили постер фильма в лифте здания, где находится наш офис, я услышала разговор двух молодых ребят примерно такого содержания: 
- Ух ты, «Пришелец»! Надо сходить...
- А это что, русский фильм?!
Действительно, визуальные материалы наводят на мысль о том, что картина - зарубежная. Возможно, такая ассоциация возникает из-за качественного изображения. В самом фильме - тоже качественное изображение, звук, компьютерная графика. Сейчас мы озвучиваем картину на английский язык, у нас получился замечательный кастинг голосов. Думаю, что у фильма большой международный потенциал. Но, при всем этом, по своей сути, «Пришелец» - очень русское кино, русское по духу. Потому что только русскому человеку со всей его открытостью к миру присуща такая чистая жертвенность, стремление совершать подвиги ради других. 

- В России и мире выходит большое количество фантастических фильмов о космосе, пользующихся успехом у зрителей всех возрастов. В чем уникальность «Пришельца», что выделяет его из ряда «космических» фильмов?

- Конечно, при работе над фильмом, мы смотрели российские картины о космосе, которые выходили в прокат, и нам кажется, что «Пришелец» получился не хуже. Но если во «Времени первых» и «Салюте 7» речь идет о прошлом, то наша картина повествует о недалеком будущем. Так, например, мы придумали уникальные футуристичные аксессуары -  светящиеся прозрачные гаджеты. Это было отчаянным решением, потому что процесс их создания оказался невероятно трудоемким. Мы снимали в кадре оргалитовые стекла по форме телефонов и планшетов, а потом делали футуристические интерфейсы при помощи компьютерной графики. Но самым сложным оказалось удалить маркеры (такие крестики по углам стекол, которые нужны, чтобы впоследствии можно было добавить это самое компьютерное изображение). Тем не менее, у нас получилось, и думаю, очень здорово: такие аксессуары создают особую атмосферу в картине.

Обычно «космос» снимают на натуре и в павильонах, частично обрабатывая изображение графикой. Наша команда создавала космическое пространство полностью при помощи компьютерной графики, вдохновляясь фотографиями, снятыми марсоходом «Curiosity». В этом отношении я могу смело сказать: мы были первопроходцами, и думаю, что это дает картине преимущество - полное ощущение неизведанного и нереального пространства.

Кроме того, «Пришелец» создан на стыке трех жанров - фантастики, приключения, драмы. В драматическом фильме со своей особой философией мы постарались соблюсти все законы зрительского кино, чтобы картина была интересна самой разной аудитории.

                                                 Беата Соколова

Беата Соколова в 2001 году окончила ВГИК, мастерскую режиссуры трюкового кино и компьютерной графики В.М.Кобрина. После окончания учебы руководила отделом пост-продакшн в рекламном продакшн «Экшн фильм». Соучредитель студии компьютерной графики "Грром". В кино работала в качестве исполнительного и линейного продюсера, супервайзера компьютерной графики, продюсера и режиссера пост-продакшн, специалиста по визуальным эффектам, технического продюсера, сценариста. 
Фильмография: 
Пришелец (2018)
Зеленая Карета (2015)
Единичка (2015)
Клинч (2015)
Грешник (2014)
Тайны института благородных девиц (2013)
Москва. Три вокзала (2011-2013)
Путь (2009)
Консервы (2007)
Эйфория (2006)
Побег (2005)
Грозовые Ворота (2005)

Синопсис фильма «Пришелец»: В результате цепи трагических случайностей на далекой планете в одиночестве оказывается космонавт. Его жизнь находится в постоянной опасности. Нечто необъяснимое, вступившее с ним в контакт, навсегда изменит его. С этой минуты он станет потерянным и для себя, и для людей. И сколько раз ему придется умереть, чтобы доказать, что он жив…

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

«Пришелец» зазомбирует российский прокат

Из недр Земли в Антарктиде исходят загадочные космические лучи​​​​​​​

"Золотая экспедиция" Андрея Полякова. Бронзовый век в Царицыно

​​​​​​​
Категория: Art&Dance | Добавил: Bro (08.10.2018)
Просмотров: 8792 | Теги: иноплентяне, Фантастика, кино, пришелец, фильм, параллельные миры | Рейтинг: 5.0/159