Главная » Статьи » Андрей Поляков

Виктор Попов – служитель искусства

Владимир Спиваков назвал его служителем. Но можно назвать его также и продолжателем. Виктор Сергеевич Попов, художественный руководитель Академии хорового искусства,  сумел в непростое время сохранить великие традиции певческого искусства России.

Мы познакомились с ним, когда снимали фильм о молодом таланте – теноре Дмитрии Корчаке, который буквально вырос из обычного хориста в тенора мирового масштаба. В живых глазах Попова читалась тогда радость и гордость за ученика…

- Виктор Сергеевич, ваше имя у многих ассоциируется с детским хором Гостелерадио СССР, который исполнял веселые и задорные детские песни. Однако мало кто знает, что вы являетесь продолжателем великих традиций русского хорового пения…

- Действительно, это многовековая традиция. Примерно в 15 веке мужской хор в церкви стал расширять свой диапазон - тенора должны были петь еще более высокие звуки, чем они пели до сих пор. Стали искать выход. И  обратили внимание, что если мальчик поет рядом с мужчиной, то мужские голоса неожиданно начинают звучать шире, объемнее и появляется тот звук необыкновенный, про который говорят, что это ангел слетел с неба, и рассказывает все, что нужно. Так мальчики появились в церкви. И когда они появились, стали понимать, что мальчиков надо учить. Они ведь не могут петь так красиво, если не имеют музыкального образования. Появились специальные школы. Так было по всей Европе. Многие существуют до сих пор, скажем Венская школа. Традиция пения мальчиков  Венской школы, я думаю, насчитывает уже 6-7 веков. У нас такие школы тоже создавали. Причем не только в центре, но и в маленьких городках.

- Особенно славилась этим Украина…

- Да, там особый климат – очень мягкий в сравнении с Москвой или Санкт-Петербургом. Там голоса были лучше. И на Украину стали ездить набирать детей. Затем подумали, зачем набирать, когда можно создать школу там? Так в Глухове,  маленьком городке Черниговской губернии, открыли школу, где обучали маленьких ребят пению. Из этой школы вышел Дима Бортнянский.

В 9-ти летнем возрасте его взяли в Санкт-Петербург, в придворно-певческую капеллу. Тогда поняли, что такие ребята талантливые могут стать большими музыкантами. И царь, когда во время мутации Бортнянкий потерял голос, на это время дал ему стипендию. На эту стипендию Бортнянский учился пению в Италии. Представляете, вместе с Моцартом учился одновременно у падре Мартини?

Надо сказать, что Бортнянский пользовался огромным успехом в Италии. Он писал там оперы, вот скажем, опера Алкид, пользовалась широким успехом у итальянской публики. Потом, когда он вернулся обратно в Санкт-Петербург, стал руководителем придворно-певческой капеллы. Этот случай я нарочно рассказываю для того, чтобы показать, – те мальчики, у которых с детства появляется желание петь в хоре, и они к этому делу относятся серьезно, наверняка становятся музыкантами. И эта традиция у нас стала развиваться.

- Можно сказать, с царского позволения?

- Появились две такие школы в Санкт-Петербурге - так называемые регентские классы при придворно-певческой капелле, где стали учить ребят всему, что положено знать и уметь музыканту. А в Москве, в синодальном училище, создали синодальный хор. В нем постепенно появились выдающиеся музыканты и композиторы, и дирижеры: Данилин – знаменитый хормейстер, Голованов – знаменитый дирижер, композиторы –  Чесноков и Кастальский. Это была очень важная традиция. Её в 1944 году восстановил Александр Васильевич Свешников. Специальным указом Правительства была создана Московская хоровая школа, Московское хоровое училище, которое носит теперь его имя.

- Многие ваши ученики переросли хор и стали солистами, как, например, Дмитрий Корчак. Вы поддерживаете отношения после того, как они покидают училище и хор, следите за их достижениями?

- У меня со всеми учениками сложились хорошие отношения. И если кто-то приходит ко мне за советом – всегда его получит, но естественно, я не навязываю своего мнения. Я могу только подсказать, но не навязываю.

- Что вы мечтаете видеть в своих учениках?

- Мечта любого педагога - видеть в учениках все самое лучшее. Видеть, как они развиваются. И я надеюсь, что не только Митя Корчак, но и многие другие ребята будут признаны и востребованы.

У нас, к сожалению, многие уехали из страны. Целая плеяда замечательных  певцов и дирижеров работает в Германии. Почему уехали туда? Потому что у нас такая жизнь здесь сложная. Они здесь не нужны, а там востребованы. Одна девочка стала солисткой Нюрнбергской оперы, три мальчика поют в хоре радио Германии. Конечно, если бы они здесь пели, то это было бы украшение нашей русской музыкальной культуры. Но что поделаешь? Сейчас такие обстоятельства.

- У Дмитрия Корчака все складывается по иному – он и здесь востребован, и в мире…

- Надеюсь, что у Мити в этом отношении обстоятельства сложатся несколько иначе. Я надеюсь, что если будет такой теплый прием, как его принимали всегда и будет определенный успех, и при этом он не будет терять голову, то сможет и здесь нормально работать. Если так сложится, то это будет самое большое счастье.

И вообще, я вижу свое счастье в учениках. И если у них дела идут хорошо, то это самое радостное для меня обстоятельство. И вот появился у нас первый настоящий тенор.

- Но у вас уже был замечательный тенор – Всеволод Гревнов…

- Мы не считаем его полностью нашим, потому что Сева Гревнов закончил хоровое училище, а потом учился как вокалист уже в Гнейсенском институте. Разделили на две части его карьеру. Тенор он замечательный. Почему? Потому что у него необыкновенное образование. Образование, которым он легко и свободно пользуется. Поэтому он легко и свободно может осваивать любые оперные партии.

Совсем недавно лечу в Германию, встречаю Севу в Аэропорту, спешит в Варшаву. Вечером у него уже спектакль. Представляете себе? Спрашиваю: «Трудно так работать?» Он в ответ: «Виктор Сергеевич, я всю жизнь приучен работать, мне не трудно». Понимаете, вот это счастье!

- Благодарю за интересный рассказ и за сохранение корневой музыкальной традиции.

- Это не мне спасибо. Спасибо нашей русской музыкальной культуре. Нашей русской музыкальной традиции. Это действительно замечательное дело. Вот Александр Васильевич Свешников хорошо понимал, что когда традицию эту немножко нарушили после Революции, он нашел путь, чтобы восстановить ее. А сейчас это дело всех нас и моё, и наших педагогов, и будущих наших ребят, которые должны держать и развивать эти традиции. Обязательно развивать. Вот если будут развивать, у России будет хорошее будущее.

Андрей Поляков

P.S.  В 2008-м году Виктор Сергеевич Попов ушел в мир иной без шумихи современных СМИ, в Европе в то время требовали от певческого исполнения «пиано» (тихо)…

Категория: Андрей Поляков | Добавил: Bro (23.01.2006)
Просмотров: 11548 | Теги: Виктор Попов, Владимир Спиваков, музыка, пение, Дмитрий Корчак, хоровое искусство, Хор | Рейтинг: 5.0/164