Село Каратузское – центр одноименного района, который считается глубоко дотационным, - буквально напичкано магазинными с ассортиментом и антуражем, не уступающим лучшим московским образцам. Приезжие из отдаленных мест или окрестных сел и деревень иногда замечают, что много времени и средств уходит на покупки. Причем, иногда, приехав всего на несколько минут за конкретной вещью, человек может по нескольку часов кружить по каратузским магазинам, растрачивая деньги направо и налево. Этому каратузскому феномену есть объяснение, лежащее, правда, в сфере старинной мистики и магии, хранителями которой были кержаки… Кержаки – этнические русские старообрядцы, стали появляться в Сибири после разгрома Керженских скитов на реке Керженец Нижегородской области в 1720-х годах. Наряду с чалдонами кержаков считают одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Староверы-кержаки вели замкнутый общинный образ жизни, сохраняя приверженность к правилам дораскольной православной церкви и вековой культуре. Они противопоставляли себя более поздним «расейским» переселенцам (российским). Однако позднее полностью ассимилировались с «пришлыми». Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. С «мирскими» за стол не садились. Не пили и не ели из чужой посуды. Еда считалась опоганенной, если во время вкушения в дом входил иноверец. Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам. Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Носили лапти. Дома освещали лучинами. Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов. Согласно переписи населения 2002-го года, к кержакам себя относили всего 18 человек. Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов. Несмотря на родовую обособленность и почитание церковных обрядов, в миру кержаки проявили большой талант в торговле. Считалось, что они привлекали покупателей при помощи старинных приворотов. «В Каратузском тяжелая, загадочная атмосфера. Даже если тебе нужно сделать минутное дело, по разным причинам, в этом селе придется задержаться до полудня или больше. И это не зависит от расписания автобуса, который утром привозит, а вечером увозит пассажиров. Даже те, кто приезжает в Каратуз на собственных машинах, задерживаются там намного дольше, чем планировали. Почему? Никто не мог дать ответа, - рассказывает Ирина Андреева, ясновидящая из села Таяты. - Мне удалось выяснить, что когда-то в Каратузе жили кержаки. На рыночной площади жители из других сел и деревень сбывали золото и пушнину. После продажи они «проматывали» все вырученные за свой товар деньги. Только после того, как их карман оказывался пустым, они могли покинуть Каратуз. Получалось, что они попадали в заколдованное место. Жившие здесь люди знали какую-то тайну, которая удерживала чужаков, пока они не опустошали кошельки. Этот эгрегор до сих пор работает, его никто не разрушил». Андрей Поляков (Экспедиция «Тайны Сибири-2012») | |
| |
Просмотров: 13898 | | |